| |
Deutsch

Kategorien: Autodesign | Отечественный автомобильный дизайн

В результате на свет появилась новая модель отечественного лимузина высшего класса ЗИС-110, целиком «списанная» с фаворита кремлевского гаража — американского Packard 180. Надо отметить, что машины получились разными и, признаюсь, мне всегда была больше по душе советская версия «Паккарда». Причем отнюдь не по патриотическим соображениям. «110-й» выглядел строже и элегантнее, а главное современнее американского аналога, который из-за архаичной формы крыши, наличия боковых запасок и подножек производил впечатление пришельца из прошлого.

Однако в нашей истории существовал и серийно выпускался автомобиль, в отношении которого никогда не возникали подозрения в копировании. Речь идет, конечно же, о «Победе», производство которой было начато в 1946 г. и затем двенадцать с половиной лет продолжалось на Горьковском автомобильном заводе.

Эта модель оказалась поистине новаторской. Впервые в СССР был освоен цельностальной несущий кузов, впервые форма подчинялась «понтонной» схеме, впервые была изготовлена деревянная полноразмерная модель формы и впервые плазовые чертежи поверхности корректировались средствами графопластики. Имя, кстати, у советского автомобиля тоже появилось впервые, до этого новые модели получали лишь порядковый номер или цифровую комбинацию.

Идея постройки «Победы» зародилась еще в конце 30-х годов, когда после проведенной модернизации кузова стало ясно, что резервы по совершенствованию «Эмки» исчерпаны. Вскоре начинается поиск перспективы. В частности, дизайнер В.Бродский выполняет серию эскизов нового кузова, отличающегося от двухобъемной формы «фастбэк» отсутствием выступающих подножек и единой поверхностью боковины. Исследования были прерваны войной и возобновились лишь в 1943 г., когда и появились первые плазовые чертежи новой машины. В это время к работам привлекается молодой дизайнер Г.Самойлов, которому и будет принадлежать окончательный вариант рисунка «Победы». Надо сказать, что аналогичные идеи уже давно витали в автомобильном мире (если проводить параллель с нашим временем, то сейчас, в конце века, можно отметить не менее очевидное тяготение формы кузова к монообъемности и клиновидности). Однако никто из производителей того времени, скорее всего по причинам слишком большого коммерческого риска, не отваживался первым начать серийный выпуск автомобилей такой формы. Любопытно, что экспериментальные работы в этом направлении велись сравнительно давно. Например, в 30-40-е годы образцы автомобилей с кузовами типа «понтон» (форма перевернутой плоскодонки) строят французский Voisin и итальянское ателье Pinin Farina. В серийном производстве ближе всего к материализации этих идей подошли американцы. Автомобили Ford, Studebaker, Buick последних предвоенных лет всем своим видом демонстрировали намерение стилистов в ближайшее время покончить с выступающими подножками, фарами, крыльями и запасными колесами.

К чести разработчиков «Победы» необходимо отметить, что им удалось найти свой ярко выраженный стиль. Творить в русле явной тенденции да еще мирового уровня и при этом избежать штампов и повторов всегда не просто. Тем более, что конструкция внутренних панелей и пола «Победы» была заимствованы у Opel Kapitan, а двухобъемный кузов по своей форме оказался близок к «базовым телам», разработанным в 30-е годы немецкими исследователями аэродинамики. Некоторые из «тел» уже послужили основой формы для таких автомобилей, как, например, чешская Tatra 87. Думается, что именно благодаря этому «Победа» имела очень малый коэффициент аэродинамического сопротивления Сх — около 0,31 (на три десятых меньше, чем у Porsche 924!). Вместе с аэродинамикой наш автомобиль унаследовал и стилистику «стримлайн», находившуюся в то время на пике популярности. Выразительный язык этого стиля нивелировал формы и пластику многих послевоенных автомобилей, доводя их сходство до курьеза. Наша «Победа» не стала исключением и два года спустя обзавелась двойником — английским Standart Vanguard. Заподозрить автора машины дизайнера Уильяма Билгрова (W.Belgrove) в плагиате трудно, вероятнее всего англичанин и не знал про советский автомобиль, зато, по его собственному признанию, видел и даже зарисовывал американский Plymouth Salon 1942 г., в котором он и нашел ключ к пониманию стиля послевоенного автодизайна. Но на несколько лет раньше этот же ключ сумели разглядеть и очень профессионально применить дизайнеры ГАЗа.

Однако вскоре у «Победы» проявились недостатки, которые, впрочем, надо отнести не к просчетам дизайнеров, а к разряду «врожденных» изъянов фастбэка: неиспользованное большое пространство в задней части и ограниченный обзор через заднее окно. Спустя два года предпринимается попытка модернизации двухобъемного кузова «Победы» в классический трехобъемный седан с выступающим багажником (дизайнер Ю.Долматовский). Но изменения в конструкции несущего кузова выходили слишком «многодельными», и от идеи новой «Победы» пришлось отказаться.

В это же время мировая автомобильная мода претерпела одно, на первый взгляд, незначительное изменение. Дело в том, что единая поверхность боковины «понтонного» кузова неизменно страдала одним пороком — казалась излишне тяжеловесной. Для устранения этого зрительного эффекта американские стилисты стали оснащать заднюю часть боковины небольшим рельефом — «закрылком», напоминавшим прежнее, отдельно стоящее крыло. Новшество оказалось столь модным, что под его сильное влияние попали практически все отечественные разработки конца 50-х: «Москвич 402», ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-21 «Волга» и даже прототип маленького «Запорожца» — МЗМА 444. Примечательно, что хотя опытный образец ЗИМа (дизайнер Л.Еремеев) имел ровную боковину, серийный кузов уже был снабжен «закрылками» и щеголял крупноячеистой облицовкой радиатора типа «клетка для птиц», рисунок которой в качестве фирменного уже много лет использовала фирма Cadillac...

Пока стилисты разбирались в тонкостях моды, отстаивавшая принципы функционализма группа дизайнеров НАМИ во главе с Ю.Долматовским создает, может быть, самый оригинальный концепт за всю историю отечественного автодизайна — машину под символическим индексом 013. Работы начались с выбора наиболее перспективной компоновки и продувки масштабных макетов в аэродинамической трубе. С проблемой стиля дизайнеры столкнулись сразу же, ибо заднемоторная компоновка и кузов типа «вагон» диктовали необычную форму, которую иногда даже приходилось камуфлировать, рисуя на боковине макета силуэт всем знакомого капотного автомобиля. Непривычное расположение двигателя сзади также тщательно скрывали и, например, воздухозаборники на крыле старались сделать минимальными и незаметными. В 1953 г., после постройки действующего образца с тремя вариантами кузова, работу остановили. Начальство насторожили уж слишком непривычная внешность и компоновка, доводка которой «до ума» виделась делом долгим и затратным.

В 1956 г. принимается решение о разработке массового микролитражного автомобиля с двигателем от мотоцикла Ирбитского завода. Обращение к такому типажу было не случайным. Именно дешевизна и простота конструкции превратила маленькие автомобильчики с двигателем от мотоцикла в очень популярное средство транспорта в послевоенной Европе. В СССР самой маленькой и доступной оказалась модель довоенного Opel Kadett K38, которая выпускалась на условиях репарации под названием «Москвич 400». Естественно, что форма этого автомобиля давно устарела и требовала замены. Но средств как всегда не хватало, и завод попытался, что называется «малой кровью», изменить внешность «немца». Для этого построили несколько странноватых на вид опытных машин серии 403Э — 424Э с измененной формой передней части кузова Opel.

Тем временем, окрыленные поддержкой самого Н.Хрущева, видевшего в маленькой мотоколясочке воплощение идеала автомобиля для строителя коммунизма, дизайнеры НАМИ Ю.Долматовский и В.Арямов создают прототип «Белка». Стремление рациональнее использовать небольшую длину заставило максимально сместить место водителя вперед, разместив сидение над осью передних колес. Для обеспечения же удобной посадки вся передняя часть кузова и крыши (вместе с рулем) откидывалась вперед. Таким образом, в отличие от близкого по идеологии автомобиля Isetta, попасть в который можно было лишь с проезжей части, посадка-высадка в нашем автомобиле, благодаря найденному оригинальному решению, осуществлялась более привычным способом — сбоку. По инициативе заводчан разработали также и утилитарную версию «Белки» с открытым кузовом без дверей и мягким верхом. Любопытно, что этот образец изготавливался жестянщиками из местного... цыганского табора. К сожалению, спроектированный практически на одном энтузиазме создателей, автомобиль остался без надлежащего двигателя. Постепенно про машину-прототип забыли, как впрочем, и про утопическую идею светлого будущего.

В целом, в 50-60-е годы советский автомобильный дизайн находился под сильным влиянием американского «стайлинга». Идеалом автомобиля виделся вместительный четырехдверный «семейный седан», к солидным габаритам которого старались подтянуть все, включая малолитражные «Москвич» и «Запорожец» (в результате эти модели росли год от года, как на дрожжах). Появляется даже отечественная версия американской классики — woody («деревяшка»), фургон с деревометаллическим кузовом «Москвич 401-422».

Главенствующим мотивом декоративной трактовки поверхности легковых машин становится авиационная и ракетная стилистика с обильным декорированием хромом и непременными хвостовыми стабилизаторами. Несомненно наиболее удачная интерпретация аэростиля — ГАЗ-21 «Волга» (дизайнер Л.Еремеев) с «летящей» подштамповкой по боковине и характерной пластикой деталей от оленя на капоте до «клыкастого» бампера. Былая непоколебимость ортодоксального функционализма отечественного дизайна постепенно уступала свои позиции «стайлингу», за внешней лихостью которого таился неведомый для нас метод создания новых форм. Своеобразной «лебединой песней» утилитарного дизайна конца 50-х стал прототип «Москвич 444», разработанный для запорожского завода «Коммунар». Чего стоили хотя бы взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла! Но несмотря на то, что форма и конструкция украинского «Запорожца» основывались на итальянском FIAT 600 разработки самого Данте Джакозы (D.Giacosa), внешность автомобиля нравилась немногим, а прозвище «горбатый» приcтало к машине сразу и навсегда. Уже в 1961 г. на «Коммунаре» строится новая малолитражка. Как и следовало ожидать, отсутствие проектного опыта привело к копированию известных образцов, и поэтому в дизайне нового ЗАЗ-966 угадывался целый букет различных фирменных приемов, заимствованных у NSU Prinz, Chevrolet Corvair, Simca 1000 и Renault R8.

Оглядка на зарубежный опыт продолжала приносить свои горькие плоды. Так, архитектура новых правительственных лимузинов ЗИЛ 111 «Москва» и ГАЗ 13 «Чайка» была чрезвычайно схожа с американскими Cadillac Fleetwood и Packard Caribbean 55-56-х модельных годов. В результате, форма и стиль «Победы» так и остались первым и единственным успехом отечественного автодизайна, а сама машина удивляла и удивляет смелостью замысла и верностью прогноза, опередившего время.

P.S. Когда этот материал готовился к печати, пришло известие о кончине старейшего отечественного дизайнера Юрия Аароновича Долматовского. Первые победы советского автомобильного дизайна, о которых рассказывает эта статья, самым непосредственным образом связаны с именем Ю.Долматовского. Перед вами фотографии эскизов, чертежей и макетных образцов экспериментальных автомобилей, построенных при участии Юрия Аароновича. Вместе с уходом Долматовского ушла целая эпоха, закрылась последняя страница в летописи советской дизайнерской мысли. Ушла эпоха авторской ответственности и беззаветной творческой преданности собственному замыслу, в абсолютной правоте которого настоящий художник всегда твердо уверен. Такой по-хорошему агрессивной уверенности нам очень не хватает сегодня. Увы, нет сейчас таких смелых и дерзких концептов, которые можно было бы поставить в один ряд, хотя бы с НАМИ 013... Да, эпоха закончилась, но осталось созданное Юрием Аароновичем Долматовским направление, не забыт и его профессиональный опыт, благодаря которому воспитано уже не одно поколение российских дизайнеров. А это не так уж и мало.
Quelle: Никита Розанов
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 3-1999
Первая победа отечественного автодизайна (1943-1960 гг.)
Так в конце 30-х годов дизайнеры «ЗИСа» представляли себе форму перспективного автомобиля высшего класса. Дизайнеры Ю.Долматовский и И.Герман
Первая победа отечественного автодизайна (1943-1960 гг.)
Один из эскизов дизайнера В.Бродского, с которого начиналась разработка формы нового автомобиля, призванного заменить «Эмку». 1938 г.
Первая победа отечественного автодизайна (1943-1960 гг.)
При проектировании «Победы» проводилось исследование мировых тенденций формообразования и определялись приоритетные направления стиля
Модернизированная «Победа» приобрела выступающий багажник и двухцветную окраску, но утратила цельность и выразительность своей формы. Дизайнеры В.Арямов и Ю.Долматовский. 1948 г.
Необычная компоновка НАМИ 013 спровоцировала оригинальную форму и непривычную пластику. Дизайнеры В.Арямов и Ю.Долматовский при участии Э.Молчанова. 1952 г.
ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка» и ее компоновка, из которой видно, каким необычным образом открывается передняя дверь. Дизайнер В.Арямов. 1956 г.
По инициативе Ирбитского мотоциклетного завода на агрегатах «Белки» создали версию утилитарного автомобиля для села
Ю.А.Долматовский