| |
Deutsch

Kategorien: Dossier | Харли Эрл | GM

Принимаясь за очередную статью о концепциях, я периодически ловил себя на мысли о том, что большинство перспективных разработок при всей их впечатляющей внешности красивыми никак не назовешь. Настоящий "автомобиль мечты" стал таким же артефактом, как катушечный магнитофон. И поэтому грех не вспомнить в номере, посвященном истории автомобиля, о прародителях этого вымирающего сословия, тем более, что впервые заговорили о них 60 лет назад...

Своим появлением dream cars обязаны родившемуся в 1893 г. в Голливуде Харли Дж. Эрлу, пошедшему по стопам отца, профессионального каретника. Собственное дело он завел в 1908 г. и, выполняя частные заказы, сначала привлек внимание, а потом и подружился с президентом Cadillac Motor Ларри Фишером. Во истину, не имей 100 долларов, а имей приятелей среди сильных мира сего - в 1926 г. многообещающий дизайнер возглавил "Секцию эстетики и цвета" в GMC, которая, видимо, стала первым специализированным ателье в мире. (Бесчисленные кузовные фирмы - совсем другое, они работали по старинке, а здесь речь шла о серьезном промышленном предприятии). Первая же работа на профессиональном уровне принесла калифорнийцу всеамериканскую известность - в 1927 г. он придал только что созданной марке LaSalle вид царственной французской Hispano-Suiza. Очень скоро те же идеи он перенес и на Cadillac, низкий силуэт которого удачно диссонировал с массивными обводами Packard.

Однако Эрл вовсе не мечтал подражать французам, планы у него были куда грандиознее. До какой степени - прояснилось 10 лет спустя, когда шеф отделения Buick Харлоу Дж. Кертис, ставший в 53-м президентом General Motors, предложил Эрлу воплотить свои грезы в реальность и выделил для этого новенькое шасси со 140-сильным двигателем. Всего за год в "Секции" его превратили даже не в dream car, а в "сон в летнюю ночь". Самое удивительное, что ничего принципиально нового изобретено не было - и капот "аллигаторного" типа, и "понтонные" крылья, и корма "рыбий хвост", и даже убирающийся под кожух мягкий верх и скрытые фары уже были известны. Но Эрл сумел совместить разрозненные стилистические элементы столь удачно, что Buick Y показался руководству GM сказкой на колесах. Причем настолько талантливой и перспективной, что только война помешала воплотить эти идеи на серийных моделях. Зато послевоенному Roadmaster Convertible "мичиганский мечтатель" с полным основанием придал форму крыльев, капота и любовного стекла своего любимца. Это же касалось и общего вида решетки радиатора и расположения фар (разумеется, не убирающихся). Сам же Эрл пользовался "Игреком" 10 лет, но заменил на нем по образу и подобию нового модельного ряда бамперы, задние крылья и рядную "восьмерку", которая развивала уже 200 л.с.

Как видим, мечта о журавле в небе может сослужить добрую службу и синице. Однако бывает и наоборот - такой противоречащий законам мироздания случай произошел все с тем же Эрлом. В 1943 г. уже маститому конструктору устроили ознакомительную, "для вдохновения", экскурсию на базу ВВС в Селфридже, где он увидел двухфюзеляжный Lockheed Lighning P-38. Идея двойного хвоста сразила маэстро наповал и он воплотил ее в жизнь уже в 1948 г. на Cadillac Fleetwood 60. А его открытая - цвета "розовый металлик" - версия De Ville 50 г. с верхнеклапанной V-образной "восьмеркой" мощностью 160 л.с. (цена - 3654 доллара), стала всеамериканским символом успеха. Элвис Пресли подарил Pink Caddy матери, Брюс Спрингстин посвятил ему песню, знаменитый косметолог Мери Кей до сих пор холит его и лелеет. Главный же вклад в популяризацию "хвостатого" кабриолета внес удачливый бизнесмен и лучший боксер страны "Сладкий" Рей Робинсон, буквально сжившийся с машиной - будучи выходцем из Гарлема, он сам по себе являлся живым воплощением Великой Американской Мечты, и не только для чернокожих.

Видя такое дело, Эрл решил, так сказать, форсировать идею в очередной концепции для личного пользования. На сей раз муза спустилась с небес в обличье новейшего реактивного истребителя F-86 Sabre. Buick Le Sabre получил "воздухозаборник" - сдвоенные фары, закрытые полированным решетчатым щитком и "сопло" - огромный стоп-сигнал, "колпак" - панорамное стекло и, конечно, огромные хвостовые кили. Плюс к этому экспериментальный V8 в 3,6 л мощностью 335 л.с., работающий в штатных режимах на бензине, а при разгоне "в пол" дополнительно использующий нагнетатель, питающийся метаноловой смесью, автоматически поднимающийся при начале дождя верх, немыслимое число сервоприводов и зачем-то альтиметр. Этот умопомрачительный родстер у хозяина постоянно одалживали для демонстрации на бессчетных выставках, а однажды на него позарился сам Дуайт Эйзенхауэр, прибывший на Le Sabre на ежегодную сессию НАТО в Париже. И этому проекту 1951 г. впопыхах решили дать зеленую улицу, однако публичная демонстрация прототипа в 56-м заставила разработчиков вернуться на грешную землю - даже во время расцвета "детройтского барокко" это было слишком. И тем не менее шедевр Эрла не остался вещью в себе - к середине 50-х "бесхвостых" машин в Штатах уже практически не делали.

К сожалению, эпоха "дорожных дредноутов" окончательно канула в Лету. 25-30 литров бензина на 100 км пробега сегодня по карману разве что нефтяным шейхам и "малиновым пиджакам". Время от времени в их блестящие одежды пытаются рядиться, но если одеть на пингвина галстук, он после этого не станет Фрэдом Астером. Однако, согласитесь, автоландшафт без этих машин стал намного скучнее.
Quelle: Владимир Матвейчук
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 1-2000
Harley Earl