|
English
|

Categories: Car Design | Американский автомобильный дизайн

Теракты 11 сентября 2001 года, безусловно, изменили мироощущение землян. Свою лепту внесла война в Ираке, а теперь еще и атипичная пневмония. Люди замкнулись и ожесточились, утратив идиллическое «вселюбие», а заодно и многие составляющие своего маленького благополучия. Можно и проще: например, американцы почти перестали летать на самолетах и везде, где можно, передвигаются на личных автомобилях. Дизайн и мода на подобную ситуацию уже отреагировали.

Я отдаю себе отчет, что любые предсказания всегда выглядят натяжкой. Но если повнимательнее вглядеться в концепты и прототипы последнего Детройтского салона, то сразу бросится в глаза, что за редким исключением архитектура и пластика автомобилей Нового Света стала монументальнее и... грубее. В 2003 году почти все концепции — «дети войны». Джи Мейс (J. Mays) — главный дизайнер Ford — так охарактеризовал стиль собственных концепций: «Это ностальгия по тому, какими были американцы, и взгляд на то, какими они будут». Любопытно, что это определение в той или иной степени подходит ко всем новинкам Большой тройки. На мой взгляд, «американцев будущего» наиболее убедительно представляют себе стилисты корпорации Chrysler, которые сотрудничают с молодыми студентами-дизайнерами, разработавшими идеологическую основу нескольких концепций.

Dodge Avenger. Тревор Крид (Trevor Creed) — главный дизайнер Chrysler, третьего по величине производителя автомобилей в Америке, — традиционно делает ставку на молодежь. Год назад он заявил, что придумывает автомобили для тех, кому сегодня двенадцать (см. «Автомобили» N 09/02), а это значит, что стилистика Avenger станет формообразующей в гамме фирмы где-то в конце первого десятилетия XXI века. Вглядитесь, стилистика бронетранспортера, да и только! Какие брутальные формы, как щурятся боковые окна-амбразуры, и как бесхитростно образуется поверхность пластиковых бамперов: ведь так соединяются 90-миллиметровые плиты лобовой брони! Любопытно, что такой непривычный образ семейного седана родился в юных умах студентов детройтского Колледжа дизайна, которых идеолог Крид подключал к разработке форм Avenger. Так что новое поколение выбирает отнюдь не «Пепси», а скорее танк в легком десантном исполнении. Сам же Крид объясняет необычность образа концепции тем, что автомобиль будущего — это прежде всего свобода, плюс богатство внутреннего оснащения и отделки (которое и должно быть надежно защищено), мощь, а также американский размер. Образ складывался на основе представлений американцев о европейских соревнованиях по ралли, а подобное в США можно увидеть лишь в компьютерной игре...

Более реалистичным, но не менее грозным и брутальным воспринимается прототип семейного station wagon — Magnum SRT-8, который практически готов стать на конвейер к 2004 году. А вот еще одна студенческая фантазия — концепция Dodge Kahuna. На этот раз свое виденье будущих форм показывали учащиеся Арт-центра из Калифорнии. Шестиместный вэн декорирован под канонический для американцев woody 50-х годов. Любопытно, что боковина кузова концепта, в отличие от исторического аналога, изготовлена не из деревянного бруска и многослойной фанеры, а из стали с полимерным покрытием, имитирующим тиковую доску дорогих яхт. Снова не «Пепси»!
Но ничего, самое время посмотреть, что приготовили на будущее дизайнеры «народного» брэнда Ford. Трудно сказать, чем объясняются столь сильные ностальгические чувства в компании. Быть может, повлияла личность Билла Форда, привнесшего в руководство семейные традиции, или сказались личные пристрастия главы департамента дизайна Джи Мейса. Но так или иначе в недалеком будущем Ford и его филиал Lincoln/Mercury, твердо намерены демонстрировать и продвигать классические образцы своего исторического наследия. На этом «вечере воспоминаний» нашлось место даже легендарной «Жестянке Лиззи» — модели Т, чей утилитарный дух возрожден в концепции U. Правда, от субтильности облика исторического прародителя не осталось и следа. Вновь доминирует суровая брутальность: арки колес — гигантские квадратные, «лицо» — в точности древняя стенобитная машина. Дизайн целиком компьютерный — дух времени! Самый яркий и вызывающий концепт коллекции Ford — седан 427. Он должен вернуть Америке утраченное былое превосходство в соответствующем сегменте рынка. По словам Мейса, команду дизайнеров, возглавляемую англичанином Джо Бекером (Joe Baker), вдохновил фильм Мартина Скорцезе (Martin Scorsese) Mean Street и... фасон его собственных ботинок ручной работы от итальянской фирмы Ferragamo. К слову, вдохновение дизайнеры Мейса всегда черпают вне автомобильной культуры, находя нужный образ в итальянском дизайне мебели, часов и одежды. Получилось очень удачно, и черный седан действительно весьма оригинален. Необычен силуэт, сформированный минимальным передним свесом, длинным капотом, низкой крышей и грозным «лицом», сложенным из шести горизонталей хромированных реек.

Похоже, что возврат к «классическому» приводу сильно видоизменит ставшую привычной архитектуру, и популярный в 90-е годы боковой абрис кузова типа «кэб-форвард» сменится его противоположностью — «кэб-реверсом». Действительно, новый Mustang — это отчасти даже ретро, выраженное все тем же грубоватым и тяжеловесным языком, который так популярен сегодня в Новом Свете. Но Mustang от этих модных увлечений проиграл, и проиграл сильно, превратившись из гармонично сложенного легкоатлета в натертую маслом груду гипертрофированных и пережаренных в солярии мышц звезды бодибилдинга. Что поделаешь, дух времени!

С приходом в отделение Lincoln нового главного дизайнера Гарри МакГоверна (Garry McGovern), стиль концепций обрел выразительность, заимствованную в истории марки. Navicross — лучшее, что сделано дизайнером, и своеобразный итог работы со стилем Continental 60-х годов. Сам МакГоверн называет свое творение автомобилем нового класса PUV (Рersonal Utility Vehicle), отличительными чертами которого являются кузов типа «седан» с высоким уровнем пола, большие колеса и поместительный (450 литров) багажник, доступ в который открывает двустворчатая крышка, существенно облегчающая погрузку поклажи.

С приходом в GM «заслуженного пенсионера» американского автопрома Боба Лутца (Bob Lutz) дизайн корпорации переживает ренессанс. Для начала Лутц выгнал 350 (!) сотрудников, которые занимались стилем, и вернул «в дело» коллегу-пенсионера Уэйна Черри (Wayne Cherry). Новая команда сделала то, что он хотел — возродила в 2002 году культовый Bel Air и создала перспективный Solstice, который через год повлиял на облик спортивного седана Pontiac C6. Однако, как всегда, основная забота руководства — отделение Cadillac. И так же, как лучшие образцы моды «от кутюр» влияют на все типы самой обычной одежды, так и стиль этого отделения определяет стилистику всей корпорации. Вне всякого сомнения, концепция Sixteen — старый и добрый «cadi» с длинным капотом и знаменитой «клеткой для птиц», прилаженной к его передку вместо облицовки радиатора. Кроме того, концепт знаменует прощание с тем жестким «хай-теком», что предлагал для стиля Cadillac моднющий дизайнер Саймон Кокс (Simon Cox) в юбилейном концепте Sien. Мягкость нового стиля уже проявилась в концепции Сentieme для Buick и спортивном седане SS для отделения Chevrolet, который, по признанию создававших его дизайнеров, должен вызывать устойчивые ассоциации со спортивным Corvette. Это удалось, и седан нетрадиционно «мускулист» и стремителен. Задняя пассажирская дверь тщательно скрывается, а сдвоенные «кругляки» задних фонарей и впрямь чисто «корветовские». Всем этим Лутц хочет вернуть GM прежние 50% американского рынка. Но этого можно достичь только в том случае, если его концепции понравятся молодым. Поэтому стиль новинок должен обязательно учитывать молодежные потребительские ожидания и, главное, предельно ясно выражать дух времени.
Source: Н. Розанов
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 6-2003
Дух времени
Дух времени
Дух времени