|
English
|

Categories: Personalities | Патрик Ле Кеман | Renault

Патрик Ле Кеман (Patrick Le Quement) родился в победном 45-м (год окончания Второй мировой войны) в Марселе, в семье военного врача Иностранного легиона — француза и медицинской сестры — англичанки. После 30 лет пребывания в Англии, куда Патрика отправили после внезапной кончины отца, он практически забыл французский язык. С одной стороны, это будет очень мешать ему в дальнейшей жизни, с другой — окажет своеобразную услугу: вернувшись во Францию, он будет вынужден смотреть на родину глазами иностранца, что, как известно, помогает особенно отчетливо увидеть все национальные особенности и лучше почувствовать своеобразие страны. И даже маленький Twingo Ле Кеман нарисует зеленым и пучеглазым, как лягушка. Потом он признается: «В память об английской школе, где меня дразнили «французом-лягушатником»...

Его карьера автомобильного дизайнера начиналась сложно. Определенно сказывались гены, ибо, получив английское образование и напрочь забыв язык, он все сильнее стремился на родину. Окончив факультет дизайна Бирмингемского университета, он одиннадцать лет подряд рассылал во все французские агентства свое портфолио и одиннадцать лет подряд не получал никакого ответа... В конце концов ему удалось устроиться в отдел стиля фирмы Simca, который был организован знаменитым итальянским дизайнером Ревелли де Бомонтом (Rivelli de Beaumont). Однако, по признанию Ле Кемана, хотя он формально занимался дизайном интерьера, его научили лишь... точить карандаши. Его же всегда тянуло к большим формам. Настоящее дело началось лишь тогда, когда летом 1968 г. он перебрался в Англию и пришел в европейское отделение Ford, где в то время создавался спортивный Capri. Затем была Германия, а потом Япония, где Ford контролировал деятельность Mazda и, в частности, ее работы в области дизайна. Вновь вернувшись в Германию, Патрик Ле Кеман в возрасте 36 лет стал Директором дизайна Ford Europe. Франция же так и оставалась его мечтой...

В начале 70-х годов Ле Кеман работал над проектом спортивного Ford GT 70, в плоскостном характере которого в чем-то отразился почерк итальянских мастеров того времени. Наиболее органично эта особенность проявилась в утилитарном дизайне кабины грузовика Ford Cargo 1977 г. Своеобразной же вершиной его деятельности на Ford стал проект аэродинамического концепта Probe III, явившегося прототипом для формы целого семейства моделей 80-х годов. В 1985 г. Ле Кеман попробовал поработать в США, но уже через три месяца вернулся в Европу. На этот раз в Дюссельдорф, где создавался новый Центр Volkswagen. Там Патрик активно работал над Golf третьего поколения. Работал, пока однажды не раздался телефонный звонок его французского друга, который сообщил, что требуется новый главный дизайнер фирмы Renault. С этого момента его жизнь и работа разделятся на два периода — до Renault и на Renault.

До его прихода Центр стиля представлял собой весьма консервативное подразделение, где дизайнерам доверялось лишь «финишное облагораживание» того, что было предложено отделом планирования и разработано конструкторами. Более того, дирекция почему-то мало доверяла своим дизайнерам и при возможности привлекала к разработке новых моделей итальянцев, обычно Марчелло Гандини и Джорджетто Джуджаро. Нельзя сказать, что от этого было мало прока. Отдельные модели Renault имели успех именно благодаря дизайну. Вспомните хотя бы модели Super5 и 21, а также необычный грузовик Magnum. Однако погоды это не делало, и стиль Renault в целом оставался маловыразительным. С октября 87-го все изменилось. В первую очередь, Ле Кеман переименовал «Центр стиля» в «Renault-Design». Появились также и два новых отдела: Цвета и Качества. Но главное — изменилась философия. Отныне Renault должна была стать — ни много ни мало — синонимом самой Франции. Это было очень смелое заявление Ле Кемана, ибо с того времени, как Citroen прекратил создавать модели, сравнимые по дизайну с DS21, Франция потеряла и символ национального автомобиля, и лидера в области дизайна. Автомобиль, которой смог бы заменить это вакантное место, и задумал создать Патрик Ле Кеман.

Мало кому известно, что у фирмы Renault — одно из крупнейших собраний собственных концептов и прототипов. Обычно их просто уничтожают за ненадобностью, когда работа завершена. Изредка «жизнь» даруется самым эффектным моделям, которые занимают места на подиуме закрытых заводских музеев. На Renault хранились все! В один из первых рабочих дней Патрика провели по залам коллекции, где он обнаружил два зачехленных макета с однообъемными силуэтами. Оба представляли собой выполненные незадолго до его прихода на фирму варианты концепта W60. Один из них чем-то в деталях напоминал Lamborghini Diablo, другой был просто симпатичным маленьким автомобильчиком. Надписи на макетах указывали, что первый макет был выполнен Марчелло Гандини, второй — дизайнером Центра стиля Жаном-Пьером Плюе (Jean-Pierre Ploue). И это было как раз то, что Ле Кеман искал для прорыва в дизайне — однообъемный минивэн! И хотя Патрик не надеялся на успех, подобный тому, что сыскал себе Espace, что-то определенно подсказывало, что попробовать стоит. Так появилась программа ХО6, давшая миру симпатягу Twingo, которого сам Ле Кеман сравнивал с любимцем семьи — маленьким щенком, которого не оставят на ночь на улице, а пристроят на коврике возле разожженного камина. Любопытно, что внешность Twingo вызывала одновременно и симпатии, и неприятие. 50/50 — так разделились оценки руководства «за» и «против» его дизайна. Но слово «миленький», брошенное кем-то из совета директоров на презентации, решило дело в пользу Ле Кемана. А дальше был успех. Начиная с Парижского мотор-шоу 1992 г., где прозвучала самая лестная для Патрика оценка: «Такой автомобиль могли сделать только французы...»

Следующим шагом вперед был проект Х56, который должен был стать хэтчбеком Laguna, но... не более того. На большее Патрик не рассчитывал, он проектировал просто хэтчбек, но качественный хэтчбек. С этого автомобиля он начал свою программу «Дизайн=Качество», которая стала своеобразным водоразделом между прошлым и будущим Renault. Отныне интерьер автомобилей такого класса больше не будет главной составляющей стиля, а превратится в один из компонентов гармонии, имя которой — дизайн. Для воплощения этой идеи в жизнь он пригласил с фирмы Ford дизайнера Энтони Грэйда (Antony Grade), создавшего чистую и качественную форму Laguna, которая, правда, устарела из-за затянувшихся сроков проектирования. В рамках этой же программы в 1990 г. Ле Кеман создал еще два концепта — Roadster Laguna и Spider, а годом раньше приступил к концепту MiniMax, из которого родился знаменитый Scenic, и вообще в это время из его студии выходит небывалое для Renault число концептуальных разработок. Среди них и «экстремал» Racoon, и родстер Argos, на которого так похож Audi TT, и великолепная серия городских концептов, презентация которых впервые в истории автомобильного дизайна проводилась в виртуальном виде. В 1995 г. команда Ле Кемана представила свое видение седана бизнес-класса XXI века — концепт Initiale, а годом спустя — концепт Fiftie, которые выглядели как вынужденная уступка мастера моде на ретро. Однако, может быть, именно это «баловство» с историей только и позволило покуситься на своеобразный тотем прошлого — утилитарную модель 4, новое прочтение которой отразилось в дизайне развозного фургончика Kangoo. В том же 95-м Ле Кеман назначается главой исполнительного комитета Renault и директором по качеству. Это самые высокие должности из тех, что когда-либо занимал дизайнер. Окрыленный этим, в 1998 г. Патрик создал свой самый необычный автомобиль — двухобъемный Vel Satis со ступенчатым силуэтом багажника, новое прочтение Espace — «coupespace» — Avantime, а также концепт Koleos, материализовавший представление о том, как должен выглядеть внедорожник класса SUV по-французски. Согласитесь, что от такого прорыва захватывает дух. И сразу очевидными становятся параллели с временами эпатажного дизайна, который прочно ассоциировался с французским характером и Францией. Именно этого Патрик и хотел, и именно это у него и получилось.

P.S. Говорят, что сегодня Ле Кеман уже не работает как дизайнер — некогда, но в офисе он появляется неизменно в 6.50 утра, наверное, для того, чтобы успеть разделаться с документами точно к тому времени, когда на работу придут его дизайнеры...
Source: Н. Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 8-2001
Патрик Ле Кеман — хозяин дизайна фирмы Renault
Патрик Ле Кеман — хозяин дизайна фирмы Renault