Разделы: Досье | Марчелло Гандини | Bеrtone

Имя итальянского автомобильного дизайнера Марчелло Гандини (Marcello Gandini), как говорится, не на слуху. В отличие от коллеги Пининфарины он не превратил свою фамилию в эффектный логотип, у него нет и своей эмблемы. А вот если бы эта эмблема была, то она украсила бы добрые три десятка автомобилей, что были спроектированы маэстро лишь за время работы у Бертоне.

Личность Гандини находится как бы за своеобразной завесой, отделяющей таинство творчества от повседневной суеты. За этой завесой — другое измерение, и лишь там можно создать истинное произведение высокого искусства. Приподнять этот волшебный полог удается немногим. Марчелло Гандини за ним живет.

Маэстро родился в 1938 году в состоятельной семье туринского аристократа. Его отец — владелец фармацевтического предприятия все свое свободное время отдавал музыке, и произведения, написанные им, исполняются и сейчас. К карьере музыканта готовили и сына, который, кроме того, имел еще и способности к рисованию. Однако все изменилось в одно мгновенье. Как-то раз Марчелло увидел на улице «скульптуру на колесах» — переднеприводной автомобиль Cord 810 1935 года работы известного американского дизайнера Гордона Бюэрига (Gordon M.Buehrig) и был просто потрясен этой машиной. Больше всего юношу поразило то, насколько умело в форме и рисунке Cord была выражена динамика. Автомобиль просто рыл под собой землю, но оставался при этом элегантным и утонченным. В следующее мгновенье Марчелло уже знал, чем он будет заниматься. В этот же год он оставляет университет и полностью посвящает себя изучению механики и конструкции автомобиля. Впоследствии эти знания очень ему пригодились. Маэстро не только свободно общался с конструкторами и технологами, но и всегда подкреплял точными расчетами свои дизайнерские предложения.

Первая практическая работа Гандини — укорачивание кузова автомобиля приятеля, который таким образом стремился увеличить максимальную скорость машины. Какой марки был этот автомобиль, сейчас уже не вспомнит никто, но его форма запомнилась своим сходством с кузовом аэродинамического прототипа Камма. С этого времени работы прибавилось. Время от времени «тюнинг от Гандини» помогал автомобилям выигрывать соревнования. Это принесло известность, но опять же лишь в кругу друзей, которые чаще предпочитали расплачиваться за работу похлопыванием по плечу. Все это не давало материального благополучия, и Марчелло начинает заниматься всем подряд: рисует мультфильмы, оформляет интерьеры и создает орнаменты для обоев и тканей, но думает при этом только об одном — об автомобиле. В очередной раз помогли друзья, которые в начале шестидесятых годов познакомили его с Нуччо Бертоне.

Знакомство было многообещающим... и только. Лишь спустя несколько лет, после случайной встречи на взморье, Бертоне предложил Гандини поработать вместе с ним.

В 1965 году Гандини приходит на работу в Дом высокой автомобильной моды Нуччо Бертоне и с этого момента наступает его «звездный час», который будет длиться целых 15 лет... Тогда же он впервые встретился со своим будущим и постоянным оппонентом Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro). Отныне их всегда будут сравнивать. Они не смогли ужиться как два тигра (по году рождения), да и двух лидеров в одной и той же фирме не может быть по определению. В 1966 г. Джуджаро уходит на Гиа и вскоре организует собственное дело. Уходит сразу, оставляя неоконченную работу, эскизы, рисунки. Среди них были и первые прикидки среднемоторного суперкара Lamborghini Miura...

Пластический ключ этого автомобиля уже был им найден в предыдущей работе — прототипе Testudo, и Miura задумывалась такой же мягкой и пластичной с запрокинутыми овальными фарами, как-то особенно выразительно смотревшими в небо. Гандини сумел завершить работу, придав ей неповторимую утонченность своего виденья суперкара, но сохранив при этом почерк Джуджаро. В этом же 1966 г. он потерпит первую и последнюю свою неудачу, о которой будет помнить всегда. К международной выставке «Экспо-67» фирмой Alfa Romeo готовился специальный прототип Montreal, дизайн которого был заказан ателье Bertone. Презентация прототипа прошла успешно, однако при переводе его в оснастку для серийного производства заказчик произвольно допустил ряд изменений. В результате машина стала уже и выше и «вышла» из образа низкого и широкого «суперкара».

Время шло. Работа в Bеrtone приносила материальный достаток и известность (правда, лишь в узком кругу специалистов). Маленькая готическая буковка b (эмблема Bertone) хранила в тайне имя создателя. Но его почерк уже определился, и рука маэстро безошибочно узнавалась. Так, за шесть лет он практически создает лицо фирмы Lamborghini, разработав для нее такие прототипы, как «инопланетные» Marzal и Espada и более спокойные по стилю Urraco и Jarama. В 1968 г. Гандини проектирует один из самых необычных своих прототипов Сarabo, в чьей пластике угадывались природные мотивы, послужившие в дальнейшем своеобразным кирпичиком в фундаменте нашумевшего стиля «био». Казалось, что процесс открытия новых направлений в автомобильной моде для Марчелло представлял собой некую игру или забаву — так легко, непринужденно, и, главное, по-разному выглядели его работы.

Наиболее удачными становятся 70-е годы, когда Гандини создает свои самые известные и любимые автомобили Сountach и Stratos HF. Рука Гандини узнавалась даже в деталях. Например, мотив динамично скошенной арки заднего колеса Сountach вполне мог бы заменить его автограф. Многие из найденных им в те годы решений используются стилистами ателье Bertone и в наши дни, например, схожее решение задней стойки концепта Bella с рисунком Stratos разделяет 25 лет! Сам же Гандини практически не повторялся никогда, и форма каждого последующего его автомобиля была совершенно оригинальной и разрабатывалась им одним, авторство же разделялось с фирмой Bertone. Так, в середине 70-х маэстро твердо решает создать свое дело, тем более, что исследовательский отдел Bertone расширяется и переводится в Каприе. В 1979 г. Гандини уходит, понимая, что это расширение означает лично для него лишь увеличение числа проблем. Правда отношения с Нуччо Бертоне окончательно не прерываются, и в 1983 г. Гандини разрабатывает для него дизайн автомобиля Citroen BX, поражающий тем, что из набора прямых линий и углов тоже, оказывается, можно сделать красивый кузов.

Параллельно с этой работой Марчелло заключает многолетний контракт с французской фирмой Renault и выполняет для нее первый заказ по рестайлингу «пятой» модели. Условия были очень жесткими. В частности, было необходимо сохранить угол наклона лобового стекла и основной характер пластики «пятерки», к которой привык потребитель.

Надо признать, что опыт работы над маленькими автомобилями у маэстро был. Еще в 1974 г. Гандини сделал у Bertone Innocenti Mini и Audi 50, стиль которых проявится в будущих разработках Volkswagen.

В 1984 г. Марчелло уединяется на своей вилле в местечке Гран Винья под Миланом. Малообщительный по природе, с этого времени он становится и вовсе недоступен. И о том, что он жив и здоров, знают лишь немногие коллеги-профессионалы. Такому уходу предшествовали четыре года, отданных реставрационным работам в огромном старом доме, построенном около 1630 г. Украшенный живописью и гобеленами, особняк походил бы на музей, если бы не одно помещение на первом этаже — мастерская площадью 250м2, где маэстро работает практически ежедневно и где вскоре родится еще один его шедевр — Lamborghini Diablo. В этом огромном помещении со стеклянной стеной в сад и белыми стенами (на самом деле, это трансформируемые плазовые доски) можно прорисовывать автомобиль во всех проекциях в натуральную величину. Натуру маэстро только и признает и предпочитает всем остальным методам работы, а масштабные макеты и вовсе считает пустой тратой времени. Его рабочий день начинается с быстрых набросков того, что придумалось за ночь, затем отрисовка на плазе, который не доверяется никому. Именно эту отрисовку и получает от него заказчик. Однажды такой подход едва не стоил Гандини престижного заказа от Lamborghini, когда президент фирмы Эмиль Новаро (E.Novaro) выделил средства лишь на масштабную проработку кузова в масштабе 1:5. На этих условиях маэстро отказался от работы и ее передали Джуджаро, который довел проект до стадии плаза и тоже отказался. Сомнениям и переговорам не было конца. Лишь в ноябре 1985 г. Марчелло удалось настоять на своем, и стоимость натурного макета была включена в смету.

К маю 1986 г. первый вариант Diablo был готов, а затем маэстро выполнил еще два. Поскольку своими идеями Гандини разбрасываться не привык, один из вариантов суперкара воплощается в автомобиле Ciseta V16T, а некоторые детали угадывались и в дизайне Maserati Shamal. Принято считать, что окончательный вариант Diablo с необычно выгнутой подоконной линией и мягкой пластикой ближе по стилю к классическим Ferrari, нежели к предыдущему «злому» и острохарактерному Countach.

Может быть, ведь в творчестве Гандини всегда был непредсказуем, и его планы надежно скрыты от посторонних глаз. С 1990 г. маэстро работает практически лишь по контракту с Renault, для которого создает магистральный тягач АЕ и дает консультации по текущим работам. В начале 90-х Renault выкупает у него проект миниавтомобиля, спроектированного под 80-процентную роботизированную сборку. Выкупает, чтобы идея не досталась другим. После этой работы его имя все реже попадает на страницы прессы, ну а о том, чтобы увидеть маэстро на каком-либо многолюдном party, не может быть и речи...

Узенькая тропинка ведет к небольшой деревянной двери в каменной ограде виллы, — ограде, которая стала реальным воплощением той заветной, но эфемерной завесы, зайти за которую он мечтал в юности, за которую ему удалось зайти в зрелости и которая надежно оберегает мир маэстро Гандини — мир, созданный им самим.

P.S. Как-то в частной беседе, Гандини обмолвился, что для него основой хорошего дизайна автомобиля всегда были удачно выбранные соотношения между длиной кузова и колесной базой... Поэтому иллюстрации к статье выполнены так, что представляют работы маэстро исключительно сбоку. Красиво или нет — судите сами.
По материалам: Н.Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 10-1999
Дизайнер, который работает сам по себе
Как-то в юности, увидев этот автомобиль, Марчелло твердо решил стать дизайнером. Сord 810. 1935 г.
Прототип Carabo, так напоминавший жука, дал пластический ключ для многих автомобилей Bertone. 1968 г.
Дизайн Lancia Stratos HF стал своеобразной визитной карточкой Гандини. 1971 г.
Fiat X1\9 — маленький, но «злой» суперкар. 1972 г.
Работа над модернизацией Renault 5 стала проявлением высшего профессионализма и такта. 1983 г.
Последней работой для Bertone был Citroen BХ. 1983 г.
Lamborghini Diablo — Гандини`90
Одна из последних работ Гандини прототип De Tomaso Bigua. 1996 г.