Разделы: Досье | Нуччо Бертоне | Bertone

“Мир понес невосполнимую утрату...”
Культовая фраза, истрепанная в бесчисленных некрологах,— но, увы, иногда абсолютно справедливая. Как в случае с Нуччо Бертоне, скончавшемся 25 февраля в Турине в возрасте 82 лет. Памяти патриарха мирового дизайна, автора десятков проектов, вошедших в золотой фонд автомобилестроения, мы посвящаем эту статью.

Предприятие “Carrozzeria Bertone” основал в 1912 г. в Турине отец будущего Короля дизайна Джованни Бертоне. Начинал он с кузовов для совершенно забытой фирмы “Diatto”, но имя себе сделал, сотрудничая с Винченцо Лянча, для которого сделал в том числе и первый в мире несущий кузов. Юный Нуччо (уменьшительное от Джузеппе) стал работать с 12 лет, а в 1932 г., получив начальное экономическое образование, начал продавать отцовские “Fiat Ballila”. Но торговля его мало привлекала, и двумя годами позже, встав в 20–летнем возрасте во главе фирмы, где работало уже 150 человек, молодой Бертоне с головой ушел в стилистику. Заказные кузова для сильных мира сего приносили хорошие деньги, и даже война не смогла полностью уничтожить процветающее производство. Однако о прежних доходах и речи не было.

Первые мирные годы Бертоне перебивался заказами на гоночные “Fiat” и ASCA, потом появились “Ferrari” и “Maserati” для “Тарга Флорио”, но все это оставалось штучным производством. Бертоне добился известности, а вот большие деньги, необходимые для серьезной работы, все не появлялись. И кто знает, как бы обернулось дело, если бы не некий дилер “MG” Арнолт по кличке “Чокнутый”. В 1952–м в Турине он увидел купе и кабриолет работы Бертоне на британских шасси — и заказал такие же для продажи в США. В результате за океан отправилось в общей сложности 460 англо–итальянских машин (так родилась марка “Arnolt–Bristol”), а туринское ателье получило вожделенные средства, необходимые для сотрудничества с солидными фирмами. А к его хозяину в неполные 40 лет пришла мировая слава.

Знаменитым Бертоне проснулся после дебюта в 1954г. очаровательного купе “Alfa Romeo Giulletta”, удивительно пластичные линии которого определили фирменный стиль марки на десятилетие вперед. Кроме того, маэстро создал несколько футуристических шоу–каров В.А.Т. (“Berlina Aerodinamica Tecnica”), собирательный образ которых лег в основу “Бэтмобила” легендарного героя комиксов Бэтмена. Но это была шутка мастера — всерьез его волновало выполнение заказов “Alfa Romeo”. Нужен был новый завод и исследовательский центр — и они открылись в 1961г. в пригороде Турина Грульяско, где штаб–квартира “Carrozzeria Bertone S.P.A.” базируется и по- ныне.

Разнообразных “Джульетт” до 1963г. было сделано свыше 40000, однако за массовым производством Бертоне не забывал искусства ради искусства. Редкий салон обходился без его концепций, но следующий после “альфы” настоящий шедевр свет увидел только в 1966г. Им стала “Lamborghini Miura”, перевернувшая господствовавшие с начала 50–х представления о дизайне и компоновке в классе GT. Одного этого купе с лихвой хватило бы, чтобы навечно войти в историю автомобилестроения, но мастер отнюдь не почивал на лаврах. Справедливости ради надо сказать, с таким главным дизайнером, как Марчелло Гандини (1938 — 1995 г.г.), настоящим генератором идей, застой был попросту немыслим.

В 1970г. появилась “Lancia Stratos HF”, в 1972–79 годах завоевавшая 82 первых места в различных ралли! Но символом сверхавтомобиля стала не она, а “Lamborghini Countach” — с этого фантастического купе началась мода на клиновидные кузова, не сошедшая на нет и по сей день. (Между прочим, и ВАЗовские “зубила” — ее отголоски.) Бертоне проявил качества не только выдающегося дизайнера, но и прекрасного стратега. Он не зациклился исключительно на сверхсостоятельной публике, для которой спроектировал еще и “Maserati Khamsin”. Его “перу” принадлежат спортивные “фиаты” — сначала “850 Spider”, а когда “клин” основательно потеснил округлые формы, в Грульяско переключились на среднемоторный “Fiat X1/9”, прозванный “беби “Ferrari”. Это был вообще удивительный автомобиль: несмотря на его явную непрактичность, в 1972–88 годах “Bertone” продал 170000 штук!

Нельзя сказать, что в 80–е годы слава Бертоне–дизайнера пошла на убыль. Отнюдь. Из его мастерских по-прежнему выходили потрясающие шоу–кары, просто на первое место вышел Бертоне — бизнесмен и промышленник. Не прерывая проверенных связей с отечественными фирмами, он все больше внимания уделял международным контактам, результатом которых стала разработка и производство маленьких изящных кабриолетов вроде “Opel Kadett Cabrio”, и представительских “Volvo 780 Coupe” . На заводе появились промышленные роботы, в конструкторских бюро — компьютеры, а фирма в целом превратилась в солидное предприятие. Однако те, кто решил, что Нуччо Бертоне рано или поздно окончательно променяет кульман на контору, глубоко заблуждались. Под конец жизни маэстро реализовал несколько проектов, показавших скептикам, кто по–прежнему правит бал в мировом автомобильном дизайне.

Едва ли не самой заметной концепцией начала 90–х стал седан “Bertone Karisma” на агрегатах... “Porsche 911”. “Поднять руку” на самое известное и популярное купе в мире — этого могли бы не простить даже патриарху. Но Бертоне, изменив машину до неузнаваемости, сумел сохранить ее дух, а главное — создать идеальный образчик биодизайна, столь же далекий от массовых “обмылков”, как “Porsche” был далек от “кафе–рейсеров”. И на сей раз никаких гениальных помощников у него не было. А то ведь как–то так вышло, что славу создания легендарных “Lamborghini” стали целиком приписывать Гандини. (С чем он, кстати, категорически не соглашался, не раз заявляя, что и концепция, и первые наброски отнюдь не его).

Но и сногсшибательная “Karisma” поблекла на фоне “Bertone Z.E.R.” (“Zero Emission Record”). Время от времени какой–нибудь серьезный стилист демонстрировал свое видение гоночного автомобиля, иногда забавы ради, иногда всерьез (вспомним тот же “Stratos HF”). Но чтобы посягнуть на рекорд скорости?! Бертоне рискнул — и выиграл. 21 марта 1995г. его фантастическая хвостатая торпеда на треке в Нардо стала первым электромобилем, перешагнувшим 300–километровый рубеж (303,977 км/ч) и прошедшим за час 199,882 км — предыдущий рекорд равнялся 113,540 км. Примечателен не только результат. Обычно рекордные автомобили, вся конструкция которых подчинена исключительно достижению заветной цели, мягко говоря, не блещут красотой. А посмотрите на Z.E.R. — это же не только инженерный, это и художественный шедевр! Увы, это и лебединая песня маэстро.Мне посчастливилось в Женеве’96 видеть великого человека, посетившего Швейцарию по поводу 30–летия “Lamborghini Miura”. Он держал в руках бокал любимой “Вдовы Клико”, улыбался. Обычно совершенно бесцеремонная пишущая и снимающая братия, притихшая, с восхищением взирала на живого бога, спустившегося с Олимпа. И то, что спорт–универсал “Slalom” на фоне 30–летней итальянской прелестницы и Z.E.R. не очень смотрелся (вот если бы он стоял на стенде какого–нибудь “азиата”!) ровным счетом ничего не значило. Перед нами был Сам Нуччо Бертоне, и мы молились. Увы, но в нашем мире и боги смертны. Особенно работающие на износ.

Сеньор Джузеппе оставил двум дочерям прекрасное наследство. “Carrozziria Bertone”, первой из аналогичных фирм получившая в июне 1995г. европейский сертификат качества ISO 9001, сегодня занимает 300 000 м2 (90 000 м2 — под крышей) и работает на ней 1500 человек, что совсем немало с учетом компьютеризации и роботизации. Ежегодно в Грульяско выпускается не менее 15000 автомобилей, львиная доля которых приходится на очаровательные “Opel Astra Cabrio” и “Fiat Punto Cabrio” . Это не считая инжиниринговых разработок, выпуска запасных частей и аксессуаров и, конечно, рвущихся в бой дизайнеров. Дай им всем Бог не посрамить фамилию! Ведь последняя разработка фирмы, “Citroen Berlingo” , уже — бестселлер.
По материалам: Владимир Матвейчук
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 11-1997