1957 Lotus Seven

Теги: Вехи, 1957, Lotus
Lotus Seven, 1957
Lotus Seven, 1957
Рейтинг:  38    -16    +54
Lotus Seven S1, 1957-60
Lotus Seven S2, 1960-68
Lotus Seven S3, 1968-70
Lotus Seven S4, 1970-73
The Seven was designed by Lotus founder Colin Chapman and produced between 1957 and 1972. It was the company's breakthrough model, following various prototype, racing and small-scale production cars since it was founded as Lotus Engineering in 1952.

The Seven's simple, lightweight construction and driving appeal made it a sales success.

Caterham Cars - a major Lotus 7 dealer during the 1960s - purchased the rights to manufacture the Seven in 1973 and its current range of cars are directly related to the Series III Seven.


Lotus Seven - творение великого конструктора спортивных и гоночных машин Колина Чэпмена (Colin Chapman). Для тех кто не знает, кто это такой, достаточно сказать, что Чэпмен основал фирму Lotus и будучи ее главным конструктором внес фундаментальный вклад в развитие и совершенствование автомобилей Formula-1. На протяжении почти всей истории F1 Колин Чэпмен воплощал в автомобилях Lotus передовые технические решения, которые его конкуренты вынуждены были копировать, чтобы бороться на равных. Это и несущий кузов типа монокок, и силовой агрегат как часть структуры шасси, и расположенные по бокам кокпита радиаторы, и клиновидный кузов для создания прижимающей силы, и автомобиль с эффектом присасывания к поверхности дороги за счет образования разрежения под днищем (так называемый ground effect), и активная подвеска колес, и многое другое.

Чэпмен был также удачливым предпринимателем, наладившим производство дорожных спортивных автомобилей Lotus, которое действует и поныне. Еще он известен тем, что первым стал широко использовать средства спонсоров для содержания гоночной команды в обмен на рекламу товаров, запрещенную на телевидении. Это касается в первую очередь табачных изделий. Многим знакомы сигареты John Player Special, именно так назывались гоночные автомобили команды Lotus F1 в 70-е годы.

В своей конструкторской практике Колин Чэпмен придерживался двух главных принципов – простота и облегчение всех конструкций, будь то болиды, спортивные автомобили или машины для клубных гонок. Автомобили Formula-1 заслуживают отдельного разговора, а мы поговорим о легендарной машине, ставшей на долгие годы образцом для подражаний - Lotus Seven.

Автомобиль пошел в производство в 1957 году одновременно с другим конструкторским и технологическим шедевром – Lotus Elan. В то время молодая фирма остро нуждалась в деньгах, и Колин Чэпмен решил сделать простой автомобиль, который можно было использовать для передвижения по дорогам общего пользования, участия в клубных соревнованиях, причем такой, чтобы выпускать кит-кар (kit-car), автомобильный конструктор, который можно собрать в своем гараже за 20 часов, использовав электродрель и набор гаечных ключей. Кит-кар отличается от готового автомобиля еще и тем, что в его цену не входят стоимость сборки и налог на приобретение, что позволяет покупать его людям с небольшим достатком. Для проверки качества сборки «китов» на фирме Lotus было создано специальное подразделение, проводившее приемные испытания каждой готовой машины.

Двухместный автомобиль классической компоновки получился очень легким (330 кг), это практически с любым недорогим двигателем обеспечивало вполне приемлемую для спортивной машины динамику. Основу шасси составляла пространственная трубчатая рама большой жесткости на кручение с работающей обшивкой из полированных алюминиевых листов. Передняя подвеска была независимой, на поперечных рычагах, с использованием стабилизатора поперечной устойчивости в качестве продольного элемента верхнего рычага и соосного с пружиной телескопического гидравлического амортизатора, опирающегося на нижний рычаг. Задняя подвеска была сделана зависимой, в ней нашла применение задняя балка от автомобилей Ford, усилия на кузов передавали от нее продольные рычаги и поперечная тяга (тяга Панара), а также упругие элементы, аналогичные элементам передней подвески. Обшивка рамы и капот заменяли наружные кузовные панели, крылья и облицовка передней части кузова были из листового алюминия. От непогоды седоков защищали лобовое стекло и легкий тент, который складывался за спинку сиденья водителя и пассажира, а также съемные «мягкие» двери. Передние крылья были велосипедного типа, т. е. перемещались вместе с управляемыми колесами. Не было ничего «лишнего», увеличивающего массу автомобиля.

Рассказывают, что Колин Чэпмен, проходя через участок изготовления Lotus Seven, произнес такую фразу: «Я хочу снять фунты с этого автомобиля!». На вопрос, какие фунты он имеет в виду – фунты стерлингов или фунты веса, конструктор бросил: «И те, и другие». На первом Lotus Seven стоял двигатель Ford рабочим объемом 1172 см куб., и мощностью 40 л. с. при 4500 об./мин., что позволяло развивать 130 км/ч и разгоняться до 60 миль в час (96,6 км/ч) за 16,2 сек., совсем неплохо для тех лет. Киты «семерки» хорошо продавались, это служило убедительным доказательством, что компромисс между мощностью двигателя, массой автомобиля, управляемостью и ценой оказался удачным. А низкий уровень комфорта с лихвой компенсировался удовольствием от общения с машиной, позволяющей испытать всю гамму «формульных» ощущений. Lotus подвергался многочисленным модификациям. Было выпущено 4 серии, внешне незначительно отличавшиеся друг от друга, только у 4-й серии были более развитые кузовные панели. Менялись силовые агрегаты (двигатель модификации Lotus Seven S3 Twin Cam SS развивал 125 л. с. и позволял достичь 166 км/ч, обеспечивая разгон с места до 60 миль за 7,1 сек.), крылья и носовой обтекатель стали делать из стеклопластика, на некоторых модификациях в передней подвеске стабилизатор перестал быть частью направляющего устройства из-за увеличения массы автомобиля и возросших требований к управляемости, задняя подвеска получила А-образный рычаг вместо тяги Панара для придания машине одинаковой поворачиваемости при левых и правых поворотах, но Lotus Seven остался простым, легким и хорошо управляемым.

Фирма Lotus выпускала киты Seven до 1973 года, потом вся техническая документация и производственная оснастка были переданы фирме Caterham Cars, официальному дилеру Lotus. Так появился автомобиль Caterham Super Seven, прямой наследник великолепной семерки Lotus, который выпускается в Англии по сей день.
По материалам: www.telegraph.co.uk; «Великолепная семерка» (Сергей Иванов, Иван В. Падерин) - Журнал «МОТОР», Сентябрь 1996 года
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий