1962 AC Cobra

Теги: Вехи, 1962, AC, NewYork62
AC Cobra, 1964 - Photo: Michael Furman
AC Cobra, 1964 - Photo: Michael Furman
AC Cobra, 1963
AC Cobra, 1963
AC Cobra, 1964
AC Cobra, 1964
AC Cobra 427, 1965
AC Cobra 427, 1965
AC Cobra 427, 1967
AC Cobra 427, 1967
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
AC Cobra, 1962
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Shelby 50th Anniversary Cobra, 2011
Иллюстрации: Shelby
Рейтинг:  62    -28    +90
AC Cobra / Ford Shelby Cobra, 1962-68

#16 - The 100 most beautiful cars (The Daily Telegraph)
Its purposefully muscular features have been replicated by countless kit-car manufacturers. There is a good reason for this.
The Daily Telegraph


Вот и все. В декабре 1960 г. американец Кэрролл Шелби, только что выигравший национальный чемпионат, повесил свой гоночный шлем на гвоздь. Болезнь сердца, ничего не попишешь – во время последних гонок приходилось глотать нитроглицерин...

В годы войны он был пилотом-инструктором ВВС, позже занимался грузоперевозками и разведением цыплят – и то и другое показалось ему слишком скучным, и в 1952 г. 29-летний Шелби подался в автоспорт. Дело пошло так успешно, что уже через пару лет его начали приглашать для выступлений в Европе, в 1956-м журнал Sports Illustrated назвал его пилотом года, а в 1959 г. он в компании с Роем Сальвадори выиграл «Ле-Ман» на Aston Martin – победа, стоившая всех остальных вместе взятых.

Теперь приходилось опять начинать с чистого листа. Первым шагом Шелби в новой жизни стало открытие школы гонщиков. Потом его осенило – если нельзя самому садиться за руль, то почему бы не наладить производство легких и мощных спортивных автомобилей для других? Американский автопром в те годы не выпускал ничего подобного, улицы были забиты страдавшими ожирением огромными дорожными дредноутами, и спортсмены-любители могли рассчитывать лишь на импортируемые из Европы спорткары – как правило, либо слишком дорогие, либо недостаточно мощные. Идея Шелби была проста, как топор – скрестить легкое и прочное европейское шасси с недорогой и мощной американской «восьмеркой». К тому же он вспомнил о маленькой, с базой всего в 90 дюймов, английской машинке AC Ace, пришедшей седьмой в том триумфальном для него «Ле-Мане»...

Небольшая английская компания Autocar&Accessories, основанная в далеком 1900 г. Джоном Уэллером и Джоном Портвайном, получила известность благодаря ставшему популярным трехколесному пикапу Autocarrier с одноцилиндровым мотором. Компаньоны даже сменили название фирмы на Autocarriers, или, для краткости, AC.

После Первой мировой войны, в 1919 г., на Лондонском мотор-шоу был представлен легковой автомобиль AC 6 (или AC Six) с верхнеклапанным алюминиевым 6-цилиндровым двигателем объемом 2 л. Его конструкция оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями мотор продержался в производстве до 1963 г. За это время его мощность выросла с 40 до 105 л.с.

Компания дважды меняла хозяев, в годы Великой депрессии очередную и небезуспешную попытку вытащить АС из кризиса предприняли новые владельцы братья Харлок. В начале 50-х годов встал вопрос о замене модели. За основу взяли очень неплохо показавший себя спортивный автомобиль, сконструированный Джоном Тохейро для гонщика Клиффа Дэвиса: легкое трубчатое шасси с независимой рычажной подвеской с поперечными рессорами, 6-цилиндровый двигатель Bristol (1,97 л, 125 л.с.) и открытый кузов, сильно напоминающий Ferrari Barchetta от Touring образца 1948 г. Новая модель AC Ace, появившаяся в 1953 г., наделала много шума, ведь это был первый английский серийный спортивный автомобиль с полностью независимой подвеской. Сначала он комплектовался собственным двигателем AC образца 1919 г., позже появились более мощные опционные Bristol, поднявшие максимальную скорость Ace со 165 до 185 км/час.

На эту-то модель и положил глаз Шелби, приступая, как он считает, к главному делу своей жизни. В качестве силового агрегата он использовал новый «компактный» V8 от Ford Fairlane. Для Ford это оказалось подарком судьбы – компания как раз решила всерьез заняться автоспортом, но не знала, с какой стороны к этому подойти.

В октябре 1961 г. Шелби договорился о поставках в США шасси и кузовов Ace. В расчете на более тяжелый и мощный двигатель фирме пришлось усилить раму, подвеску, задний мост, увеличить радиатор и снабдить дисковыми тормозами все колеса – у оригинала сзади стояли «барабаны». Уже 2 февраля 1962 г. первый родстер, получивший позже название Cobra, прибыл в мастерскую на юге Калифорнии. Шелби с помощником понадобилось менее восьми часов, чтобы вдохнуть в Cobra жизнь, смонтировав двигатель и трансмиссию, и вывести машину на первый тест-драйв.

В апреле первая Cobra, выкрашенная в ярко-желтый цвет, покорила посетителей авто-шоу в Нью-Йорке. Потенциальным покупателям сумели внушить, что бизнес процветает. С этой целью единственный экземпляр перекрашивали в другой цвет каждый раз, когда очередной журнал брался его тестировать.

Дальше все пошло как по маслу: AC отправляла свои полуфабрикаты в Калифорнию, где Шелби организовал окончательную сборку. В начале 1963 г. в Англии началось производство аналогичных машин для европейского рынка.

Поначалу лишь измененная форма передней части кузова (следствие увеличения радиатора) намекала на наличие двигателя вдвое большей, чем у Ace, мощности. Позже появились вентиляционные решетки по бокам передних крыльев. Первые 75 машин получили 4,2-литровый 250-сильный двигатель. Ему на смену пришел 4,7 л мотор, что соответствовало 289 куб. дюймам, отсюда и название модели – Cobra 289. Новый двигатель развивал 271 л.с. в стандартной версии, но мог выдать и 370 в максимально заряженном спортивном исполнении.

В ходе модернизации автомобиль получил новую подвеску – поперечные рессоры уступили место цилиндрическим пружинам с амортизаторами, на смену червячному рулевому механизму пришел реечный.

Модель 289, именуемая AC Cobra в Aнглии и Ford Shelby Cobra в США, была шумной и непростой в управлении. Зато быстрой – ходила под 220 км/час. В то время это был самый динамичный серийный автомобиль планеты. По определению журнала Sports Car Graphic, модель отличало «взрывное ускорение» – 3,9 сек. до 96 км/час. Сей факт удостоился быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса.

В 1965 г. на модели 427 MkII, чей уже 7-литровый (427 куб. дюймов) двигатель Ford Galaxie развивал 345 л.с., появилась соответственно более широкая резина. Так что пришлось заметно «надуть» крылья, что лишь добавило привлекательности и без того неотразимому кузову. Скорость Cobra второго поколения увеличилась до 260 км/час.

Начало спортивной карьеры англо-американского гибрида оказалось не слишком впечатляющим. Но доработанная при участии инженера и гонщика Кена Майлза машина быстро вошла в число фаворитов клубных гонок, а затем и крупнейших международных соревнований. Специально для многочасовых марафонов на выносливость было построено шесть автомобилей с закрытым кузовом купе, названных Cobra Daytona. Один из них в 1964 г. финишировал четвертым в Ле-Мане и первым в категории GT, в которой марка было близка к победе в мировом первенстве. Годом позже сбылось обещание Шелби «надрать задницу Ferrari» – его автомобили отобрали у итальянцев чемпионский титул.

Производство «настоящих» Cobra завершилось в 1968 г. после выпуска 1137 экземпляров. Сильнейшая харизма автомобиля вызвала к жизни бесчисленные подражания в виде реплик. Наиболее достоверные, собранные на оригинальной оснастке, предлагались компанией Autocraft. А «настоящие» Cobra до сих пор выпускает завод Шелби под Лас-Вегасом – примерно по 250 штук в год.

Что же до AC, то в 80-е годы прошлого века ее разделили между собой Ford и Autocraft. В 1996 г. акции компании приобрел некий Алан Лубинки, вновь запустивший в производство два варианта легенды 60-х – Mk II 289 и Mk III 427; их делают вручную на заводе АС и сейчас, соблюдая оригинальную технологию, по предварительным заказам. Жалоб на недостаток клиентов у компании нет.
По материалам: «Все цвета кобры» (Владимир Николаев) - Журнал «МОТОР», Декабрь 2004 года
Автомобили марки AC
Комментарии
мурад
18 сентября 2010 г.
замечательная машина, хотел бы узнать где можно приобрести такую машину..........
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий