2006 GM EcoJet

GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
GM EcoJet, 2006
Иллюстрации: General Motors Corp.
Рейтинг:  17    -8    +25
На выставке SEMA в Лас-Вегасе была масса неординарных и даже экзотических машин. Но, пожалуй, главный гвоздь всей экспозиции принадлежал General Motors. Уникальна прежде всего начинка суперкара, который выкатила компания, – двигатель, и дело здесь даже не в мощности.

Нехарактерный двигатель для автомобилей – газотурбинный. Их преимущество – высокая мощность и крутящий момент при относительно небольших габаритах и весе. Раскаленные отработавшие газы с огромной скоростью устремляются из камер сгорания на лопатки газовой турбины, приводя ее во вращение. Далее поток мощности через трансмиссию передается на ведущие колеса, а газы, вырываясь наружу через сопла, создают реактивную тягу.

Газотурбинные двигатели используются в основном в авиации и на флоте, а также в наземной военной технике – тягачи, в том числе для ракет, и танки оснащаются именно такими силовыми агрегатами. Случаи применения в гражданском транспорте можно сосчитать по пальцам.

В светлые головы инженеров General Motors пришла идея установить на платформу Chevrolet Corvette Z06 авиационный газотурбинный двигатель Honeywell LT-101. Разработку новинки вело американское подразделение GM при участии известного американского коллекционера и шоумена Джея Лено. Он сообщает, что сначала хотел использовать на EcoJet водородный двигатель, но от этого плана пришлось отказаться из-за недостатка времени.

Конечно, между кузовами EcoJet и донорского Corvette практически нет ничего общего – под новый силовой агрегат компоновка была перекроена в среднемоторную, мотор расположился за сиденьями водителя и пассажира. Массу автомобиля удалось удержать на уровне 1090 кг за счет применения в силовой структуре кузова традиционных для авиации материалов – магния и алюминия. Внешние панели выполнены из карбона и кевлара.

Сложнейший проект – суперкар на стыке авиационных и автомобильных технологий стал своеобразным экзаменом для разработчиков. «Турбореактивный двигатель, применяющийся на легких самолетах, как-то нужно было увязать с ходовой частью автомобиля. Идея и впрямь немного безумная. Но вскоре после первых набросков и первых сложностей мы начали понимать, в каком направлении двигаться. Будущий суперавтомобиль шаг за шагом обретал все более ясные очертания. В общем, скрестить Tornado с F1 нам удалось…» – говорит один из главных затейников проекта Эд Вэлберн, глава департамента GM по проектированию.

Работает газотурбинный двигатель на дизельном топливе, но не на обычном, а на экологичном – синтезированном по специальной технологии из растительного сырья. Частота вращения газовой турбины может достигать 20 000 об/мин. Максимальная мощность составляет 650 л.с., крутящий момент – 600 Нм. Сопоставим мощность с массой и получим, что каждую тонну суперавтомобиля везет порядка 596 «лошадок», энерговооруженность нешуточная. У Bugatti Veyron этот показатель составляет 530 л.с., у Lamborghini Murcielago и того меньше – 350.

«Гражданский» вариант EcoJet вряд ли появится, и даже об ограниченной серии речи пока не идет – слишком экзотично потребляемое топливо, да и двигатель не из экономичных и дешевых. Даже динамические и эксплуатационные характеристики обнародовать не стали. Вообще, EcoJet изначально задумывался как шоу-кар, он будет кочевать с одной выставки на другую, после чего займет свое место в коллекции Джея Лено.
По материалам: Реактивная тяга к экологии (Виталий Кабышев) - Журнал "Мотор" 12-2006
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий