Panhard-Levassor Dynamic (1936)

Panhard-Levassor Dynamic Coupe, 1936-38
Panhard-Levassor Dynamic Coupe, 1936-38
Panhard-Levassor Dynamic Coupe, 1936-38
Panhard-Levassor Dynamic Coupe, 1936-38
Panhard-Levassor Dynamic, 1936-38
Panhard-Levassor Dynamic, 1936-38
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937 - Если присмотреться к автомобилю, можно увидеть три ветровых стекла, большое и маленькие, искривленные, слева и справа. Панар назвал такой тип остекления автомобиля панорамным.
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937 - Если присмотреться к автомобилю, можно увидеть три ветровых стекла, большое и маленькие, искривленные, слева и справа. Панар назвал такой тип остекления автомобиля панорамным.
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937 - Interior
Panhard-Levassor X76 Dynamic, 1937 - Interior
Panhard-Levassor Dynamic (1936) - Advertising Art by Alexis Kow
Panhard-Levassor Dynamic (1936) - Advertising Art by Alexis Kow
Panhard-Levassor Dynamic (1936) - Advertising Art by Alexis Kow
Panhard-Levassor Dynamic (1936) - Advertising Art by Alexis Kow
Panhard-Levassor Dynamic Cabriolet (1937) - Advertising Art by Alexis Kow - Обратите внимание на посадку семи (!) пассажиров.
Panhard-Levassor Dynamic Cabriolet (1937) - Advertising Art by Alexis Kow - Обратите внимание на посадку семи (!) пассажиров.
Иллюстрации: shorey.net; www.bonhams.com
Рейтинг:  8    -2    +10
The Dynamic of 1936 was pure Art Déco with its streamlined body, headlamps concealed behind grilles that matched that of the radiator and a near centrally placed steering wheel.
Перед вами автомобиль в своем роде уникальный. Он словно специально конструировался для государств, где от импортных машин обороняются не только таможенными пошлинами, но и административными запретами на эксплуатацию автомобилей с праворасположенным рулем. У него водительское место — не справа и не слева по ходу машины, а... посередине. Точно по осевой линии.

Снаружи машина Panhard et Levassor Dynamic выглядит совсем не по-европейски, а скорее по-американски: не то Nash, не то Hupp, не то какой-нибудь другой из мелких независимых производителей... Явный отпечаток могучего и кудреватого стиля "арт-деко" ощущается как в общей композиции, так и в деталях: радиаторная облицовка в форме рыцарского шита, утопленные в передке фары той же конфигурации, декоративные "пегасовы крылья" на боковинах капота, трехсекционное, точно зеркало-трельяж, лобовое стекло панорамного типа, широкий кузов, каплевидные крылья с минимальными колесными вырезами. То есть сами по себе вырезы как вырезы, но прикрыты снаружи выпуклыми щитками, словно бы их и вовсе нет. Полное впечатление, что здесь хорошо потрудился какой-то умелый и не ленивый заокеанский дизайнер-авангардист уровня Эймоса Нортапа или даже Гордона Бьерига. Ничуть не бывало: автор дизайна — француз из французов, никакого отношения к Америке никогда не имевший, по имени Луи Бионье. Видно, у авангардистов, в какой бы точке земного шара они ни обитали, отечество одно, — Авангард.

Сейчас дизайнеры разделены на "экстерьершиков" и "интерьерщиков": первые занимаются оформлением машины снаружи, а вторые, соответственно, изнутри. В середине тридцатых такого разделения не существовало, так что салон машины Panhard et Levassor Dynamic — дело рук все того же Бионье. Отсюда редкостное единство стилистических решений салона и общего вида. Форма радиаторной облицовки и фар повторена и в конфигурации приборного щитка, и даже в очертаниях педалей. Передняя панель выглядит так, словно отфанерована ореховым шпоном, но это даже и не имитация из бумаги, а просто-напросто умелая покраска прямо по металлу. Кожа обивки — тоже никакая не имитация, а самая что ни на есть натуральная. Ткань — шерстяной габардин лучших сортов. Экономить на отделке здесь явно не пытались. Полутораметровой ширины сиденья — не сиденья, а прямо целые диваны, с легкостью вмещали троих пассажиров каждое.

Силовой агрегат и независимая передняя подвеска торсионного типа крепились вместе на обший подрамник, который в свою очередь монтировался на раме через прокладки из резины особого сорта, частично поглощавшие вибрации и гасившие шум. Задняя подвеска была зависимой, но тоже на торсионных элементах, расположенных поперечно: это позволяло уменьшить поперечные колебания кузова. Ведущими колесами были, разумеется, задние, — поскольку, во-первых, в середине тридцатых годов исключения из этого правила были крайне редки, а во-вторых, так называемую "классическую" компоновочную схему (двигатель — впереди и продольно, трансмиссия — за ним, ведущие колеса — задние) в свое время разработала и внедрила на одной из первых своих моделей именно фирма Panhard et Levassor. Пока эта схема не завоевала еще весь мир и не получила обозначения "классической", а была еще всего лишь одной из нескольких существовавших, ее даже прямо так и называли "системой Панара"...

Panhard et Levassor Dynamic — машина крайне редкая и малораспространенная, а потому малоизвестная. Не во всякой автомобильной энциклопедии найдешь ее описание. Этот автомобиль выпускался с тремя типами кузова, — помимо четырехдверного седана были еще двухдверное купе и двухдверный кабриолет,— но объем производства никогда не был слишком высоким. Экземпляр такого ретро автомобиля принадлежал Леону Блюму, тогдашнему президенту Франции, — но даже пример вождя нации не вдохновил автомобилистов страны: стишком уж авангардно машина смотрелась, к ней надо было еще попривыкнуть, а на это требовалось время, которого, как мы теперь знаем, уже практически не было: меньше чем через три года грянула Вторая мировая война, и Франции стало вообще не до легковых автомобилей. До наших дней дошли считанные единицы машин Panhard et Levassor Dynamic.

Остается добавить, что идея разместить водительское место по центру владела умами французских автомобилестроителей еще довольно долго. Наиболее свежий пример такого рода — спортивная трехместная Matra/Simca Bagheera семидесятых годов. А предприятие Panhard et Levassor утратило сперва имя Эмиля Левассора из своего названия, превратившись в просто Panhard, затем лишилось независимости, подпав под контроль фирмы Citroen, и, наконец, тихо скончалось к середине шестидесятых годов.

auto-planet.org.ua


René Panhard and Émile Levassor built their first cars, a series of four identical models, in Paris during1891. Other models followed in rapid succession, giving Panhard & Levassor the claim as first in continuous production, as opposed to the Germans Gottlieb Daimler and Carl Benz, whose early efforts came in fits and starts. With fellow countrymen Peugeot, Serpollet and De Dion, Panhard & Levassor constituted the world's earliest automobile industry, and France gave the name "automobile" to the new vehicle by combining Greek and Latin roots.

An early adherent to the front-engine, rear-drive configuration, Panhard was acknowledged by the name Système Panhard given to the layout, although another important ingredient, shaft-drive, was not universally adopted by the company until 1913. Panhard & Levassor were also pioneers in wheel steering (1896) and tubed radiators (1897). Production of Panhard automobiles grew rapidly, topping 1,000 in 1902 when American automakers were still struggling to stay in business. Panhard & Levassor were among the first motor sport competitors, entering cars in the Paris races as early as 1894 and continuing each year of the series and the Gordon Bennett races which followed. The cars did not always win, but were always a force to be reckoned with.

As the automobile gained traction in France, Panhard kept innovating. The firm adopted sleeve valves for some models in 1910, the same year that the name of Levassor, who had died after an 1897 racing accident, was dropped from the cars. By 1924, all models had four-wheel brakes. In the 1930s, Panhard bodies became aerodynamic, with rounded contours and curved glass in the windshield pillars. This reached its zenith in the Dynamic model of 1936, with baroque styling, backbone chassis, torsion bar suspension and an unusual driving position slightly right of center. This provided the desired agility in all types of traffic, but was abandoned because it required the driver to slide across the seat for entry and exit, regardless of whether there were additional passengers.

www.bonhams.com
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий