| |
Deutsch

Kategorien: Autodesign | Дизайн-тенденция

Архитектура четырехдверного кузова «седан» — истинная классика автомобильного дизайна ХХ века. Но наступило новое столетие, и разнохарактерные всполохи моды уже начали складываться в его стиль. Как время отражается на консервативном облике седана? И вообще, есть ли будущее у ветерана?

По всей видимости, это как раз тот случай, когда возраст делу не помеха. Более 70 лет назад у автомобиля появился цельнометаллический кузов, а багажный кофр, придвинувшись вплотную к задней стенке, превратился в стационарный багажник. От этого автомобиль приобрел характерную ступенчатость силуэта, а его внутреннее пространство стало в высшей степени комфортным. Удовольствие от езды в таком кузове и впрямь было не сравнимо ни с чем, ведь пассажиры в седане находились в полной изолированности от дорожной поклажи, запаса инструмента и канистр с бензином, а благодаря жесткой стационарной крыше были также защищены и от внешнего мира с его шумом, осадками, пронизывающими ветрами и пылью. Прибавьте к этому еще целых четыре двери — по одной на каждого сидящего внутри. Все это вместе обеспечивало седану значительные преимущества перед открытыми или грузопассажирскими кузовами. Например, даже наличие второго ряда полноценных сидений в двухдверном купе не избавляло водителя и переднего пассажира от необходимости непременно выходить из машины для пропуска людей на эти места. А универсал, даже пятидверный, не давал гарантий от внезапного обрушения на головы пассажиров дорожной поклажи. Популярный же хэтчбек при каждом открытии огромной задней двери в мороз и непогоду «обнулял» старания климатической установки и сыпал за шиворот сидящих сзади мелочи с задней полки. Более того, долгое время считалось, что у грузопассажирских версий задний диван не так удобен, поскольку в угоду компактному складыванию он вынужденно исполнялся плоским и жестким. То ли дело седан, где в люксовых версиях имелась продольная регулировка пухлого заднего сиденья и можно было изменять угол наклона спинки. Все это создавало одновременно и ауру высшего класса, и репутацию практичного кузова. Парадокс? Но это так.

«Роскошный» имидж трехобъемника живо освоили производители лимузинов, адресованных состоятельным и влиятельным лицам. Взять, к примеру, новый Bentley английской королевы или Maybach, архитектура которых наперекор здравому смыслу подчиняется прихоти и желаниям седоков заднего дивана: входить, например, в машину не наклоняя головы или возлежать на кресле во время продолжительной поездки. Эти седаны — высшая ступень эволюции автомобиля. Они не приносят большой прибыли своим производителям, зато приносят им славу. Кроме того, чего не сделаешь для удовольствия? Можно, например, на метр удлинить колесную базу или надстроить крышу. Не беда, что машина будет выглядеть гротескно — седан терпел все, даже издевательства нью-йоркских таксистов, превращающих в стретч-лимузины практичные семейные седаны. Мастера! Посмотрите, как ловко врезаны по-автобусному протяженные окна и с какой любовью иллюминированы лампочками стойки! Другая особенность седана — его практичность. Эта черта также родом из Нового Света. Именно там поместительные и незатейливые по стилю Ford Сrown Victoria одинаково добросовестно работают в такси, полиции и семейном извозе, более престижные Lincoln Town Car обслуживают гараж Конгресса, а удлиненная версия этой же модели Сartier L — просто подарок любителям размашистого американского образа жизни.

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что удачные по дизайну седаны — редкость. С одной стороны, это объяснимо трудностью многофакторной задачи, с другой — недостаточным вниманием к этому типу кузовов со стороны мэтров дизайна. Что поделать, заказ на суперкар исполнить в каком-то смысле легче, да и денежнее, и куда сложнее отыскать новый облик почти канонического трехобъемника. Всмотритесь еще раз в новую «семерку» BMW — с каким трудом Кристофер Бэнгл борется за право неординарного видения классики! Но время идет, и патриархально настроенные ортодоксы все чаще сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны молодежи. Вот, к примеру, Vel Satis — очень синтетическая форма: и вроде бы хэтчбек, и немножечко вэн, но с небольшим выступом багажника, форма которого смягчает нонконформистский пафос и вносит в архитектуру толику необходимого для этого класса сходства с все тем же седаном. Или купающаяся в роскоши Lancia Thesis, рафинированная стилистика которой грозит превратиться в некий камертон современного европейского бизнес-седана. Да и признаемся друг другу честно: не поделать нам ничего с любовью к маленьким удовольствиям и комфорту, которые так удачно соединились в классическом четырехдверном седане.
Quelle: Н. Розанов
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 1-2003
Cadillac, 1938 г., Maybach