| |
Deutsch

Kategorien: Ateliers | Ghia

Динамичная и поразительно постоянная в своем существе творческая жизнь итальянской кузовостроительной фирмы Ghia всегда напоминала спираль, но спираль удивительную, по виткам которой легко можно было разглядеть все особенности будущей мировой моды. Но 23 марта 2001 года все это волшебство превратилось в обычную историю: Ghia S.p.A. прекратила свое существование...

Хотя официальной датой основания Carrozzeria Ghia и считается 1915 год, вехой отсчета ее триумфального шествия стоит назвать 1923-й, когда Джачинто Гиа (Giacinto Ghia) выставил на салоне в Милане два своих первых автомобильных кузова. Тогда же сеньор Гиа заявил, что его интересуют исключительно дорогие шасси Fiat, Lancia и Alfa Romeo, и его фирма никогда не будет работать с серийной продукцией. Снобизм? Вряд ли. Просто в те времена автомобильный мир был другим, и возраст индустриальной автомобилизации исчислялся всего несколькими годами. Но высказывание оказалось пророческим. Ghia никогда не занималась серийной продукцией. Ее интересовали только идеи и концепции. А еще могло показаться, что фирма просто везунчик. Так бывает. Но согласитесь, что не на протяжении 80 лет... С самых первых шагов фирму сопровождал громкий успех, а в 30-е просто казалось, что нет ни одного кузова с эмблемкой Ghia на боку, который остался бы без призовых мест на европейских конкурсах красоты. Многие из них были нарисованы рукой «свободного» дизайнера-мечтателя Ревелли де Бомонта (Revelli dе Bomont), который одним из первых стал заниматься художественным осмыслением аэродинамически совершенной формы. Удивительно, что с этой философией при жизни Джачинто Гиа фирме удавалось не быть убыточной и даже пережить войну (на это время Ghia занялась производством грузовиков). Но в 1944 г. Джачинто заболел и вскоре умер...

Дальнейшая судьба фирмы долго находилась в подвешенном состоянии. Вспомните, сколь многочисленны и шумны итальянские семьи, а теперь представьте, что со всеми нужно договориться о правонаследии... К счастью, кто-то вспомнил, что еще при жизни Гиа просил в случае необходимости доверить и передать дела своему другу — туринскому кузовщику Марио Феличе Боано (Mario Felice Boano). Боано не только сам рисовал и проектировал автомобили, но и первоклассно изготавливал в своей небольшой мастерской деревянные каркасы для заказных автомобильных кузовов. Кроме того, Боано прекрасно знал многочисленную семью Гиа и мог вести с ней переговоры. Еще у него был сын Джан Паоло (Gian Paolo), тоже художник и кузовщик. Все равно «передача власти» прошла болезненно, а дело запускалось со скрипом, хотя были и отдельные победы. Истинный же перелом в делах произошел в 1950 г., когда американская фирма Chrysler обратилась на Ghia с заказом на постройку концептуального образца Plymouth. Боано предложил заодно разработать и новый дизайн. Так родился известный всем историкам Х500, с чикагской премьеры которого в 53-м принято отсчитывать «золотой век» дизайна Chrysler, а заодно и новой истории Ghia.

Однако серьезная работа началась лишь после того, как на фирму пришел инженер Луиджи Сегре (Luigi Segre), который сумел за короткое время преобразовать компанию, найти новые рынки сбыта, а также стать ее единоправным владельцем. При Сегре работы для Chrysler приобрели систематический характер, и между Ghia и американцами был заключен договор. В содружестве с Вирджилом Экснером (Virgil Exner) на Ghia строятся такие этапные концепции, как К310 и С200. Любопытно, что американцы присылали в Италию лишь эскизы и масштабную модель из пластилина. Все остальное безоговорочно доверялось мастерам Ghia, которые строили полноразмерный ходовой образец. Chrysler этот этап уже не контролировал. Именно в это время происходит и самое ощутимое взаимопроникновение итальянского и американского дизайна. Например, в 1954 г. Экснер проектирует для Chrysler знаменитое Coupe d`Elegance, послужившее своеобразным ключом и для стиля Volkswagen Karmann, выпускавшемся на платформе «жука» с 55-го по 74-й год. В этот же период происходит оттеснение от руководства дизайном династии Боано. На смену пришел Джованни Савонуцци (Giovanni Savonuzzi) — инженер-кузовщик более современной генерации, видевшей в аэродинамике основной побуждающий мотив стиля и автомобильного дизайна всей второй половины 50-х годов. Однако и Марио, и его сын вплоть до конца 50-х годов выполняли отдельные заказы для Ghia. Так, например, мало кто знает, что канонический для Pininfarina дизайн Lancia Aurelia B20 принадлежит Ghia, которая еще и построила сотню машин. А Alfa Romeo Giulietta Sprint, которая стала почти что символом Bertone? Этот автомобиль в 1954 г. Боано создал также на Ghia в соавторстве с Франко Скальоне (Franco Scaglione).

Но времена классического итальянского ремесленничества заканчивались. Сегре всецело увлекается идеей массового производства. Трудно предположить, чем все это могло закончиться, но внезапно в возрасте 44 лет Сегре умирает... Изменения на Ghia начались в 1956 г., когда к Савонуцци присоединился молодой дизайнер Серджио Сарторелли (Sergio Sartorelli). Годом раньше на Туринском салоне дебютировала «пришелица из космоса» — концептуальная Gilda. Если верить теории спирали, то мировая автомобильная мода была готова войти в следующий свой виток. Так и произошло, и добрый десяток лет чистый и стремительный образ этого «idea-car» вдохновлял стилистов делать нечто подобное. Впрочем, плагиата в новых попытках не было. Про саму же Gilda вскоре забыли, как будто этой машины никогда и не было...
Quelle: Никита Розанов
Журнал "Автомобили" 5-2002
Прощай, Гиа! (начало)