| |
Deutsch

Kategorien: Dossier | Вальтер де Сильва | Alfa Romeo

Итальянская фирма Alfa Romeo принадлежит к тем производителям легковых автомобилей, для которых стиль продукции не менее важен, чем конструкция, технология и функция. И хотя в Италии таким подходом к созданию автомобиля трудно кого-либо удивить, ярко-красные спортивные машины с белым или зеленым четырехлистником на боку во все времена притягивали к себе и искушенных спортсменов, и людей, которые просто понимали толк в красивых и элегантных вещах.

На создание имиджа Alfa Romeo работали практически все известные ателье: Castana, Zagato, Viotti, Pininfarina, Turing и Ghia. В 60-х к ним присоединились Marcelo Gandini и Giorgetto Giugiaro, а в 80-х, когда форму начинают всецело определять целесообразность и аэродинамика, на Alfa Romeo приходит дизайнер Вальтер де Сильва (Walter de Silva).

Вальтер родился в 1951 году в небольшом городке Лекко (Lecco) близ Милана. Его отец был художником-графиком, и поэтому рисование для юного де Сильвы было таким же естественным, как для других детей игра в лапту. В 1961 г. де Сильва-старший занял пост арт-директора фирмы Fiat, и семья перебралась в Турин. Вальтер отчего-то сразу невзлюбил этот город. Сидя на подоконнике, он вспоминал Милан, мечтая вернуться туда как можно скорее. По счастливой случайности окна квартиры выходили на комплекс Мотор-шоу, и мальчик волей-неволей был среди тех, кто первым видел концепты и прототипы, завозившиеся на очередной салон.

После окончания школы с согласия отца он поступает в училище, готовившее технический персонал для конструкторских работ. В 1969 г. Вальтера представляют тогдашнему руководителю Центра стиля Fiat Паоло Боано (P.Boano), и в 1972 г. он приходит к нему работать. Де Сильву взяли на должность техника пятой категории и поручили изготовление кузовных лекал. Этой работы он не понимал и переносил ее болезненно, хотя, быть может, именно она превратила неопытного техника в мастера отточенной и летящей линии, которая неизменно будет ассоциироваться и с его рукой, и со стилем Alfa Romeo. Вскоре Вальтера переводят в группу Чиварди (Сivardi), где вместе с Пио (сыном великого скульптора Манцу) он начинает работать над Fiat 127, а позже над интерьерами Ritmo и 125-й модели для Польши.

В 1975 г. хозяин Fiat — Джованни Аньелли (G.Anielli) поручает Родолфо Бонетто (R. Bonetto) организовать в Милане студию перспективных разработок стиля. Попав в эту команду, де Сильва возвращается в любимый Милан, где создает интерьеры Uno, коммерческого Ducato, а также Ritmo, за который получает свою первую национальную премию «Золотой циркуль». В 1979 г. на «вольные хлеба» уходит один из ведущих менеджеров Fiat — Франко Монтегацци (F.Montegacci), который организует собственное дело — фирму I.DE.A. Важной вехой, как для новорожденной фирмы, так и для концерна, и, конечно же, для самого де Сильвы становится каркасно-панельный концепт Fiat VCC. На I.DE.A. он проработал 9 лет, за которые создал пользовавшиеся успехом Tipo 2 и семейство Tempra, обогатившие новыми оттенками имидж фирмы.

В 1986 г. В. де Сильве была предложена должность главного дизайнера Alfa Romeo. К этому времени у фирмы уже существовали серьезные проблемы по всем направлениям деятельности — начиная со сбыта и кончая концепцией развития. Казалось, что от известной компании остался лишь эфемерный образ, сотканный из былых традиций и успехов, которые таяли и испарялись, как снег в марте. Руководство предпринимало отчаянные усилия по спасению, и, в частности, проект флагманской 164-й модели заказывается ателье Pininfarina, которое создает один из самых ярких по дизайну автомобилей конца ХХ века. В 1987 г. фирма вливается в гигантский концерн Fiat, и тогда же Вальтер де Сильва становится руководителем Центра стиля.

Своеобразную «новую грань» в дизайне Alfa Romeo де Сильва находит лишь после кропотливых усилий по рестайлингу 33-й модели, созданию концепта Proteo, а также нового образа Alfa Romeo 155. В этих работах уже ощутимы те крупицы индивидуальности, из которых впоследствии сложится совершенно новый язык, на котором в конце века Вальтер будет рассказывать о былых спортивных победах фирмы, создавая реконструкции по мотивам триумфальных машин, побеждавших в гонках Милле Милья, Ле Мана и Монцы.

Кульминацией его размышлений стал концептуальный спайдер Proteo, дизайн которого представляет собой манифест нового пути, манифест исследователя будущего. Позже, благодаря рисунку и пластике Proteo, ателье Pininfarina создаст кузов для двухместного GTV, в котором целостность композиции удивительным образом сохранялась как в закрытом купе, так и открытом родстере. Разгадка таилась в необычно сложном рельефе боковины, который доминировал и подчинял себе всю композицию. Кроме того, автомобиль отличали необычно короткий задний свес кузова и плавно перетекавшая в переднюю стойку линия капота, а также характерно обостренный рисунок фирменной облицовки радиатора. Proteo был одним из самых удачных обращений автомобильного дизайна к прошлому. Позже де Сильва охарактеризует свой метод очень романтично и сравнит его с проблеском молнии, который на миг освещает и соединяет былое с будущим. Успевшему увидеть эту короткую вспышку повезло, и он может предсказывать, ибо знает настоящее и побывал в прошлом. Сказано красиво... Также красиво Вальтер де Сильва отныне будет создавать форму и для серийных автомобилей Alfa Romeo.

Эру Вальтера де Сильвы принято отсчитывать с момента создания в 1994 г. 145-й модели, которую отличал передовой стиль, учитывавший, тем не менее, и былые пристрастия фанов фирмы. Де Сильва доказал, что, имея богатую историю, вовсе не обязательно повторяться. Можно также и смело импровизировать и даже интерпретировать. Как бы «между прочим» была изменена и философия спортивных автомобилей. Alfa Romeo, марка, которая всегда была воплощением спортивного характера и духа, предлагала установить абсолютно новые взаимоотношения со своими поклонниками. Спорт переставал быть исключительно жестким и изнуряющим соревновательным марафоном и все чаще превращался просто в активный отдых на природе. Для спортивных единоборств, где единственные приоритеты — мощь двигателя и скорость, исключительно подходили лишь тесные двухместные купе с узкими амбразурами окон и длинными капотами. Чтобы разрушить этот стереотип, требовалась большая смелость и твердая уверенность, что ты делаешь шаг в правильном направлении. Стиль 145-й модели не элитарен. Более того, весьма демократичный по классу автомобиль снабжался просторным и светлым кузовом хэтчбек. Еще вчера этот стиль менее всего ассоциировался бы со спортивным автомобилем. Но де Сильва все переворачивает с ног на голову, маскируя утилитарность кузова типа «универсал» при помощи клееных стекол задней части салона и придав подоконной линии необычную линию рисунка.

В 1996 г. Alfa Romeo представляет прототип Nuvola, дизайн которого стал провозвестником новой стратегии развития стиля следующего века. И в этот раз переосмыслению вновь подвергается стилистика идола итальянского кузовостроения — спортивного родстера. Примечательно, что и в случае с Proteo, и в случае с Nuvola де Сильва не покушался на фундаментальные «национальные ценности»: капот, который должен превышать своими размерами пассажирский салон, и кузов, который должен быть обязательно эксклюзивным и сделанным вручную в именитом ателье. Просто он смотрел на все это иначе.

Два года спустя де Сильва переносит эти классические традиции на дизайн четырехдверного седана Alfa Romeo 156. На автомобиле появились эпатирующие штрихи в виде передних дверных ручек, которые напоминали рисунком и качеством деталировку штучных кузовов от Turing. Одновременно с этим у машины исчезла агрессивность рисунка, свойственная спортивным автомобилям: кромка багажника не взлетала вверх стремительным клином, а рельеф боковины был плавным и спокойным. Понимая, что потеря спортивности для стиля Alfa Romeo смерти подобна, де Сильва сохраняет необходимые «горячие» признаки. Более того, спортивность Alfa Romeo приобретает ранг самостоятельной эстетической категории. В этом легко убедиться, глядя на автомобиль спереди. Именно здесь запечатлелась история, именно здесь самовыразился стилист, поделившись со всеми увиденным при вспышке той самой молнии, которая на долю секунды соединила прошлое с будущим... Композиция передней части «завязывается» вокруг эмблемы, заключенной в традиционный для фирмы треугольник декоративной облицовки радиатора с пунктиром дополнительных воздухозаборников, в обе стороны от которого расположены знаменитые «усы» Alfa Romeo.

Машина имела несомненный успех, однако все ждали, как де Сильва поступит с флагманской моделью, которая должна была заменить знаменитую, но уже морально устаревшую 164-ю от Pininfarina. Престижный и элегантный седан для водителя-джентльмена — вот философия нового автомобиля, получившего индекс 166 и призванного продолжить дело ренессанса исторического стиля Alfa Romeo. Каждой своей деталью 166-я демонстрирует классовое превосходство над 156-й, хотя все на первый взгляд кажется очень близким. Однако светотехника 166-й — это почти Cartie, а новый серебристый цвет «Аврора» напоминает свечение знаменитого муранского стекла...

Говорят, что де Сильва — человек несколько странноватый. Может вдруг изменить тему разговора и предложить спеть на два голоса последний хит Мадонны... При каждом удобном (и неудобном) случае он начинает быстро рисовать на страницах толстого ежегодника, и в эти минуты не замечает ничего вокруг и, кажется, что даже не смотрит на рисунок... Однако создается впечатление, что де Сильва рисует с натуры. Наверное, в это время и сверкает та невидимая для остальных молния, что соединяет прошлое с будущим, в вспышках которой и творит дизайнер Вальтер де Сильва.
Quelle: Н.Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 2-2000
Вальтер де Сильва - штрихи к стилю Alfa Romeo
Alfa Romeo Proteo, 1991г.
Alfa Romeo 155, 1992г.
Alfa Romeo GTV Pininfarina, 1993г.
Alfa Romeo 145, 1994г.
Alfa Romeo Nuvola, 1996г.
Alfa Romeo 156, 1997г.
Alfa Romeo 166, 1998г.