Dymaxion 4 Door Transport was a teardrop-shaped, 3-wheeled, aluminum bodied auto, designed by Buckminster Fuller in 1933.
Ричард Бакминстер Фуллер в начале 1930-х годов представлял будущее, в котором люди будут жить, где им захочется, включая Антарктиду и Сахару, просто перемещая жилища с места на место. Его фантазии воплощались в смелых проектах, не имевших коммерческих перспектив. Фуллер — автор серии разработок под маркой Dymaxion (от слов "динамика" и "максимум"). Так, Dymaxion-дом представлял собой куполообразную конструкцию, держащуюся на единственной центральной опоре. Такой дом можно было сложить и перевезти в другое место с помощью дирижабля. Фуллер построил два таких дома, но продать купола не получилось, и от идеи их массового производства пришлось отказаться.
В 1933 году Фуллер предложил миру Dymaxion-автомобиль, который в отличие от Dymaxion-дома был довольно практичен. Со стороны эта машина напоминала кабину бомбардировщика, установленную на колеса. Колес было три — два впереди и одно сзади, а функции зеркала заднего вида выполнял перископ. 5,8-метровый каплевидный кузов вмещал 11 (!) человек, автомобиль получился чрезвычайно маневренным и имел радиус поворота, почти равный длине кузова. Модель Фуллера стала настоящей сенсацией Чикагской ярмарки (Century of Progress World`s Fair), но случилось несчастье. На выезде с ее территории Dymaxion попал в аварию и перевернулся. Водитель погиб, а двое экспертов, также находившихся внутри, получили тяжелые увечья.
В результате сенсация обернулась скандалом. На заказы теперь можно было не рассчитывать, а Chrysler, которая успела вступить в переговоры с изобретателем, заморозила сделку. Сообщается также, что Chrysler отказалась от проекта Фуллера под давлением банков, пригрозивших перекрыть компании доступ к кредиту. Якобы банкиры боялись, что Dymaxion подорвет продажи обычных авто и поставит под угрозу ссуды, которые банки выдали автосалонам. Так или иначе, Фуллер сделал только три опытных Dymaxion-автомобиля, и идея транспорта будущего осталась нереализованной.
Значит, жил да был в далёкие 20-30-е годы прошлого века такой вовсе непростой американский человек, которого звали
Ричард Бакминстер Фуллер (Richard Buckminster Fuller), а сокращённо называли его Баки (Bucky).
Был он поэт, инженер, изобретатель, архитектор, картограф, моряк, философ и так далее. В 1933 году, прямо в январе, щедрый друг богач по фамилии Биддл (Biddle) даёт Баки несколько тысяч долларов на реализацию идей. В марте того же 33-го Баки арендует заброшенную фабрику, нанимает 27 человек, и понеслось. Так родилось чудо, получившее имя
Dymaxion Car. Забегая вперёд, скажем, что же значит это "Dymaxion". Это слово придумал Баки, объединив три других слова: "dynamic", "maximum" и "ion". Вы же помните, что изобретатель бы поэтом? И моряком.
Для Фуллера было вполне логично создать трёхколёсный автомобиль.
Трицикл, короче говоря. Передних колёс будет два, решил Фуллер, а сзади хватит и одного. На маркетинг, статистику, покупательские предпочтения и подобное тому Фуллеру было почему-то плевать.
По мнению Баки и его команды, "трёхколёсность" значительно упрощало конструкцию Dymaxion Car, позволяя отправить в "тыл" двигатель Ford V-8, а единственное заднее колесо сделать как бы рулевым. Было задумано, что такой автомобиль будет достигать максимальной скорости 120 миль в час (193 км/час).
Первая Dymaxion Car была продемонстрирована публике 12 июля 1933 года. Всего же таких автомобилей за всю историю было создано, как это ни печально, всего 3 (три) штуки. Первый был – белый верх, чёрный низ. Второй был чёрный, а третий – изумрудный. Но это мы снова забежали вперёд, поскольку 2-го и 3-го пока нет и в помине. Есть только первый с белым кузовом, ничто не предвещало беду, но…
Но 27 октября 1933 года становится для Dymaxion Car "чёрным вторником". Дело было неподалёку от ярмарки в Чикаго (Century of Progress World's Fair in Chicago). В первом автомобиле Баки в этот злосчастный момент находились: известный гонщик Френсис Тёрнер (Francis T. Turner) за рулём и два пассажира – полковник Вильям Френсис Форбс-Семпилл (William Francis Forbes-Sempill) и, прибывший из Парижа Чарльз Долльфусс (Charles Dollfuss).
Выехав с территории ярмарки, автомобиль стал сворачивать в сторону шоссе в аэропорт. Тут-то, практически у главных ворот ярмарки, и произошла автокатастрофа: водитель погиб, а оба пассажира получили очень серьёзные ранения. Газетчики немедленно обвинили в произошедшем Dymaxion Car. Из-за несовершенства конструкции и так далее.
Этот инцидент произвёл на общественность и, конечно, на инвесторов (в том числе потенциальных) неизгладимое негативное впечатление: машина-убийца, чёрт её дери! Это уже совсем потом, когда разобрались, выяснилось, что виновницей ДТП была вовсе не Dymaxion Car. Виноват был другой автомобиль, который с места происшествия скрылся.
На этом история Dymaxion Car и закончилась бы, но группа английских автолюбителей сделала Баки заказ на изготовление второй машины. В январе 1934 года усовершенствованный Dymaxion Car №2 видит свет, но вышеописанное ДТП создало новорожденному такой PR, что автолюбители были вынуждены отказаться от машины. Фуллер с горя продаёт этот автомобиль знакомым бриджпортским механикам.
Спустя годы, машину стали использовать в качестве курятника (!), что, впрочем, и сохранило ей жизнь. Само собой, её нашли и восстановили, за что спасибо энтузиастам из Национального автомобильного музея (National Automobile Museum).
Третью и последнюю машину Баки строил уже исключительно на собственные сбережения. Всё в том же 34-м Баки продаёт №3 семейной паре с фамилией Стоковски (Stokowski), машина неоднократно перепродаётся. Когда в 44-м в Бруклине третья машина попадается на глаза другу Фуллера Арчи Баттсу (Arch Butts), он выкупает ей для Баки, но в 50-х №3 исчезает навсегда.
Кстати, первую Dymaxion Car после аварии восстановили, что не помешало ей в 1943 году сгореть при пожаре в гараже Американского бюро стандартизации (U.S. Bureau of Standards' Washington garage). В итоге, всё, что осталось человечеству от Dymaxion Car – это №2, стоящая в музее, да несколько десятков фотографий.
Quelle: КИРИЛЛ НОВИКОВ - Журнал «Деньги»; www.membrana.ru; The 50 Worst Cars of All Time - www.time.com