|
English
|

Categories: Car Design | Американский автомобильный дизайн

В 1953 году тридцать четвертым президентом Соединенных Штатов Америки стал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Проведенные им реформы в области развития свободного рынка, а также реорганизации вооруженных сил оказали существенное влияние на всю экономику Америки второй половины 50-х - начала 60-х годов. Президент понимал толк в автомобилях. Доподлинно известно, что, например, во время совещания высшего командования НАТО в Париже Эйзенхауэр разъезжал на Buick Le Sabre 1951 года, о котором подробно рассказывалось в первой части нашего повествования.

Дуайт Эйзенхауэр пробыл на посту президента два срока, с 1953 по 1961 год. Теми же хронологическими рамками можно обозначить и период расцвета аэростиля. Прошедшая в 1953 году выставка достижений американского автопрома Motorama показала, что все ведущие производители автомобилей осознали необходимость развития авиационной стилистики.

В 1954 году в рамках аэростиля появляются новые инженерно-технические и пластические решения. Примером наиболее взвешенного и утонченного подхода к аэростилю может служить представленный в том году модельный ряд марки Cadillac. А Cadillac Fleetwood Series 60 Special Sedan, пожалуй, можно считать самой красивой машиной 1954 года.

В отличие от моделей 1953 года, автомобили нового ряда имели переработанную облицовку радиатора. Отчетливо прослеживается тенденция к замельчению декоративной пластики и более тщательной ее проработке, что визуально облегчило машины. Это было основным направлением в поиске новых вариантов облика автомобилей, который становится все более причудливым и изощренным. Также с 1954 года на моделях Cadillac появляется характерный для аэростиля декоративный элемент, имитирующий авиационные жалюзи - он хорошо различим на задних крыльях. Этот элемент будет использоваться дизайнерами вплоть до 1961 года, т.е. до заката аэростиля.

Компания Ford в 1954 году продемонстрировала новое оригинальное решение кузова Hardtop. На модели Skyliner крыша была выполнена из прозрачного зеленого плексигласа. Идея "летней оранжереи" пришлась по вкусу американским покупателям - автомобили с крышами такого типа пользовались тогда большим успехом.

Военная авиация тем временем не "стояла на месте" - продолжались работы по "проекту Х". 9 февраля 1954 года состоялся испытательный полет первого в истории сверхзвукового истребителя F-104 Starfighter. Естественно, аэродинамические обводы такого самолета были радикально новыми.

Столь важное событие не могло не оказать влияния на развитие формообразования аэростиля. Обводы кузовов становятся соответственно более стремительными и пропорционально вытянутыми.

1955 год ознаменовался появлением одного из самых красивых автомобилей эпохи аэростиля, наиболее полно отвечавшего концепции Харли Эрла (Harley Earl). Это модель Fleetwood Series 60. Автомобиль имеет почти идеальную прорисовку кузовных линий. Обликом он напоминает Eldorado 1953 года. Скрупулезнейшая проработка мелких деталей кузова переводила эту машину в разряд дорогих игрушек. Некоторые декоративные элементы сделаны не традиционно хромированными, а анодированными под золото. Со своей изысканной моделировкой декоративной облицовки радиатора, а также неповторимыми по пропорциям пулями Fleetwood Series 60 1955 года занимает достойное место в ряду шедевров американского автодизайна. Машины этой серии выпускались в 1955 и 1956 годах (соответственно 18.300 и 17.000 экземпляров).

Совершенствовать удачный дизайн модельного ряда 1955 года оказалось делом непростым. На моделях 1956 года декоративная облицовка радиатора становится еще более сложной. Передние пули объединяются стреловидным фрагментом бампера и расчленяют окно радиатора на две части, что не могло не сказаться на формировании общего образа автомобиля. Композиция получилась весьма дробной. Несмотря на это, облик автомобилей очень выразителен. Особый интерес вызывает пластическое решение заднего крыла. Найденные линии киля и форма заднего бампера напоминают хвостовое оперение уже упомянутого истребителя F-104. Следует отметить, что модели 1956 года - последние, чьи хвостовые кили несут хоть какую-нибудь функциональную нагрузку - в них вмонтированы стоп-сигналы. В дальнейшем принцип их расположения будет иным.

Примером своеобразного подхода к аэростилю является выпущенный в 1956 году Lincoln Premier. Вместо плавной лекальной прорисовки кузова, свойственной автомобилям Cadillac, здесь имеет место подчеркнутая линейность обводов. Особого внимания заслуживает соответствующее геометрическое решение декоративной решетки радиатора. Найденный художественный прием будет широко применяться в последующую эпоху линейного конструктивизма. Подобным же образом решены и крылья. Несмотря на формальную принадлежность к аэростилю, Lincoln Premier лишен основных декоративно-пластических его атрибутов. Автомобиль не имел характерных пуль на переднем бампере, аэродинамические кили на задних крыльях практически отсутствовали.

Существенные изменения произошли в гамме Eldorado. С появлением закрытой версии каждой из двух модификаций потребовалось собственное имя. Открытая версия стала называться Eldorado Biarritz, а купе - Eldorado Seville. Еще в 1955 году на Motorama была представлена экспериментальная модель Eldorado Brougham. В дальнейшем эти автомобили стали самыми эксклюзивными в модельном ряду марки Cadillac. Они строились практически вручную, поштучно, строго по заказу. Однако числились серийными и входили в каталоги 1957п1958 модельных годов. В 1957 году было произведено 400 экземпляров этих машин, а в 1958 - и того меньше: лишь 345.

Будет уместно упомянуть тот факт, что в 1959 году производство Eldorado Brougham было перенесено из Детройта в Италию. Теперь эксклюзивная модель собиралась в кооперации с известным итальянским ателье Pininfarina. Прекращение этого сотрудничества в 1961 году нанесло серьезный ущерб репутации автомобилей марки Cadillac, известных как лучшие в мире.

В 1957 году на фирме Cadillac существенно пересматривают концепцию аэростиля. Фантазия Харли Эрла поистине безгранична. В дизайне нового Eldorado Brougham используются мотивы океанского лайнера. Заново и полностью прорисован кузов. Стали иными основные пропорции автомобиля. Увеличиваются дорожный просвет и общая длина. Впервые тяжеловесные круглые фары заменяются более легкими, сдвоенными, объединенными козырьком крыла. Наиболее характерным и самым выразительным пластическим элементом традиционно остается форма заднего киля, который теперь выглядит более стремительным и легким. Заостренный стреловидный киль, замыкающийся элегантной пулей, напоминает хвостовое оперение сверхзвукового истребителя, но вместе с тем ассоциируется и с носовой частью океанского лайнера. Полученная в результате визуально облегченная конструкция кузова стала основой для дальнейших творческих поисков. Eldorado Brougham 1957 года - классический представитель аэростиля периода расцвета. В нем нет той вычурности и декоративной перенасыщенности, которая будет свойственна моделям 1959 года. Автомобиль выполнен с почти античным чувством меры.

В том же 1957 году появляется шедевр другого гения американского автодизайна - Вирджила Экснера (Virgil Exner). Новый Chrysler 300 С развивает ту же идею автомобиля-лайнера. Кузов решен в более скупом и выдержанном стиле, что является отличительной особенностью моделей Chrysler. Помимо своих незаурядных художественных достоинств, автомобиль отличается и большим количеством инженерно-технических находок, вызывающих интерес у специалистов и по сей день.

Нельзя не упомянуть и о двухдверном седане Dodge Royal, проработка задних крыльев которого в сочетании с оригинальным решением стоп-сигналов свидетельствует о том, что и ракетное направление в аэростиле развивается. Помимо этого, Dodge Royal отличается очень интересной двухцветной комбинацией окраски кузова.

Можно с уверенностью сказать, что 1957 год для американских автодизайнеров был более чем удачным. Остается только завидовать покупателям тех лет, у которых, видимо, буквально разбегались глаза: спортивный Chevrolet Corvette, двухдверный хардтоп Bel Air, Oldsmobile 88, Mercury Monterey, Pontiac Bonneville, Imperial Le Baron и, конечно же, De Soto Fireflite Sportsman... Все вышеперечисленные автомобили были выполнены на высочайшем художественном уровне. Расширенные модельные ряды основных производителей способны были удовлетворить самого взыскательного клиента.

Основные изменения в области автомобильной моды в 1958 году произошли в дизайн-бюро отделения Cadillac. Дизайнеры, ведомые Харли Эрлом, первыми взялись за разработку аэростиля и неизбежно первыми же должны были столкнуться с проблемой его кризиса, хотя только в 1961 году окончательно станет ясно, что это направление себя изжило. На примере модели Eldorado Biarritz 1958 года прослеживаются первые тревожные тенденции. Автомобиль вышел слишком помпезным, с большим количеством декоративных элементов, функционально бесполезных. При своих огромных размерах он походил на спортивный Chevrolet Corvette, что выглядело не совсем уместно. Кроме того, в 1958 году Cadillac отличился тем, что разработал один из последних своих фирменных, характерных для аэростиля, элементов дизайна. Появляется знаменитая облицовка радиатора, состоящая из гильзообразных анодированных сегментов. Модель 1958 года имела 76 выполненных с особой тщательностью "золотых" гильз. Такой принцип формообразования облицовки радиатора сохранится почти без изменений до 1962 года.

В 1958 году произошло важное для истории военной авиации событие. 27 мая состоялся первый испытательный полет ставшего впоследствии знаменитым двухместного сверхзвукового истребителя компании McDonnel Douglas. Самолет получил название F-4 Phantom. Он, кстати, до сих пор состоит на вооружении в странах НАТО. Разработка нового чудо-истребителя велась в строжайшей тайне, так что дизайнеры автомобильных компаний какое-то время даже не подозревали об этом. И если обычно почти все мало-мальски значительные "авиановшества" становились темой для упражнений в области автодизайна, то в данном случае этого не произошло. "На людях" F-4 появился лишь в 1964 году, с началом войны во Вьетнаме. К этому времени аэростиль станет уже неактуальным, и от него останутся лишь узкие килевидные законцовки задних крыльев. Здесь хочется отметить поразительную интуицию дизайнеров отделения Lincoln компании Ford, которые умудрились еще в 1952 году, видимо, "прочувствовав" как следует тенденции в развитии самолетостроения, разместить на задних крыльях модели Cosmopolitan элементы, очень сильно напоминающие воздухозаборники F-4.

1959 год оказался решающим в истории аэростиля. В этот год появляются самые значительные произведения мастеров автодизайна. Это своеобразная эпоха барокко, уместившаяся в 365 дней. Отличительной чертой данного этапа аэростиля становится принцип типового дизайна. Например, у всех моделей Cadillac "одно лицо" - еще один признак "кризиса жанра". Тем не менее, машины Cadillac образца 1959 года до сих пор являются одними из самых красивых произведений американского автодизайна, а наиболее заметным среди них по праву можно считать Fleetwood Sixty Special. Автомобиль имеет великолепное обрамление из многоярусных молдингов и буквально ломится от количества хромированных вставок. Только передняя облицовка радиатора насчитывает 128 хромированных гильзообразных сегментов. На смену обтекаемым аэродинамическим пулям пришел цельнообъемный бампер со встроенной в него оптикой. Задний стоп-сигнал - прямой намек на форсажную камеру реактивного истребителя. Разросшиеся до неимоверных размеров "авиационные" кили в сочетании с огромным задним свесом напоминают скорее плавники дельфина, что придает образу машины отчетливые футуристические черты. Абсолютно непонятное функциональное назначение пластических элементов делало облик автомобиля весьма загадочным для обывателя, в результате чего последнему казалось, что перед ним - автомобиль будущего. Однако среди этого сверкающего великолепия имеется одно многозначительное новшество. Впервые объемы капота и крыльев объединены и образуют единую плоскость. И это признак того, что эпоха линейного конструктивизма уже не за горами.

Надо сказать, что в 1959 году конкуренты концерна General Motors дышали ему в затылок. Модели Chrysler и Ford по уровню кузовного дизайна не уступают лучшим моделям Cadillac, а в отдельных случаях даже выглядят предпочтительней. Кабриолет Buick Electra например, имеет более изысканные обводы кузова. А объединяющая и подчеркивающая силуэт кузова линия молдинга в сочетании с агрессивным разлетом фар делает его облик более динамичным. В результате Buick Electra, этот представитель ракетного направления, не выглядит таким напыщенным, как, скажем, Cadillac Eldorado. Да и вообще, становится очевидным, что потенциал остался лишь у ракетного направления аэростиля. Понимая это, прежде всего на него делают ставку большинство дизайн-бюро. Подтверждением этому служат появившиеся в 1959 году модели: De Soto Fireflite Sportsman Hardtop, Chrysler 300 E, Chevrolet Impala, Ford Thunderbird и многие другие. Справедливости ради заметим, что и среди представителей ракетного направления были "автомобили будущего". Таким нагромождением малопонятных декоративных элементов кажется, например, Dodge Custom Royal.

Подведем итоги. Обзор модельного ряда 1959 года позволяет сделать вывод, что из аэростиля к этому моменту было выжато практически все. Требовались художественное переосмысление пластики кузова и новая концепция автомобильного дизайна. Однако подобные творческие поиски в условиях жесточайшей конкуренции неизбежно привели бы к резкому падению спроса. Единственным верным выходом из создавшейся ситуации было движение по пути наименьшего сопротивления: надо было попытаться найти новые идеи внутри аэростиля - переосмыслить ракетное направление.
Source: Иван Рожнов
Журнал "МОТОР", 6-1998
Cadillac Fleetwood Series 60 Special Sedan. 1954 год.
Cadillac Sedan De Ville Series 62. 1956 год.
Cadillac Fleetwood Series 60 Special. 1955 год.
Cadillac Fleetwood Series 60 Special. 1959 год.
Cadillac Eldorado Brougham. 1957 год.
Chrysler 300 C. 1957 год.
Dodge Royal 2-door Sedan. 1957 год.
Cadillac Fleetwood Series 60 Special. 1959 год.
Buick Electra Convertible. 1959 год.