|
English
|

Categories: Car Design | Отечественный автомобильный дизайн

Со второй половины 60-х годов массовый автомобиль медленно, но верно начинает переводиться на передний привод. А, как известно, именно особенности компоновки и типа привода существеннее всего влияют на автомобильную архитектуру, определяют разнообразие пропорций кузова и его силуэт.

Так уж сложилось, но всерьез заниматься передним приводом отечественным конструкторам почти не приходилось. За исключением заднемоторного «Запорожца» все наши автомобили имели «классическую» компоновку, в которой виделась основа будущих форм. Однако вскоре извечная экономия на перспективных исследованиях привела к тому, что проектирование большинства наших послевоенных концептов стало выполняться на наиболее дешевой, но, увы, сильно устаревшей заднемоторной компоновке. Именно на основе этой компоновки начинают разрабатывать новые автомобили в «Отделе дизайна транспортных средств» Всесоюзного института технической эстетики (ВНИИТЭ), образованного в 1961 г.

Классикой того периода принято считать опытный образец городского такси «ВНИИТЭ-ПТ» (дизайнер Ю.Долматовский) 1965 г. Сугубо утилитарный стиль машины полностью соответствовал государственной идеологии приоритетного развития общественного транспорта. Тем не менее, сравнение ГАЗ-21 «Волга» (традиционного такси в то время) и концепта «ВНИИТЭ», страдавшего некоторыми огрехами рисунка и не всегда удачным пропорционированием участков поверхности, определенно складывалось не в пользу последнего. Кроме того, в памяти было еще свежо потрясение от увиденных на Американской промышленной выставке 1959 г. образцов «детройтского барокко» с безудержным динамизмом и кажущейся всеотрешенностью стиля от целесообразности. Стиль «Волги» определенно напоминал американское безрассудство, да и социальные ориентиры общества постепенно начинали меняться. Именно в это время появляются такие необычные для нас проекты, как мотоколяска для инвалидов «Спутник», открытый многофункциональный автомобиль «Муравей» и даже двухместное спортивное купе под «романтическим» названием «КД». К сожалению, эти автомобили не были рассчитаны на серийное производство. Их снимали в кино и показывали на парадах самодельных конструкций, затем про них постепенно забыли, как впрочем, и про концептуальное такси...

Спустя три года коллектив ВНИИТЭ предпринимает еще одну, и, быть может, последнюю попытку в отечественной истории автомобильного дизайна реализовать идею «рациональной» машины. Самыми доступными для экспериментов по-прежнему оставались агрегаты заднемоторного «Запорожца», на которых и создается концепт. В пику английскому «Мини» выбрали «боевое» название «Макси» (дизайнер В.Арямов). Задача проекта состояла в демонстрации возможностей сочетания заднемоторной компоновки и однообъемного кузова типа «вагон». Пластика новинки вышла бесхитростной, да и проектировалась машина под скромные технологические возможности участка опытного производства ВНИИТЭ. Однако, в сравнении с формой такси, «Макси» явно стремилась быть ближе к руслу мировой автомобильной моды. Ведь чем еще можно объяснить композиционную доминанту плоскости, образованной широкой задней стойкой, плавно переходящей в крыло? В начале 70-х этот пластический прием придумали американские стилисты, работая над кузовами типа «хардтоп» для Riviera и Tornado, которые приобретали от этого атлетическую мощь и «мускулистость».

После «Макси» автомобильный отдел ВНИИТЭ разрабатывает концепцию «ИЖ-ТЭ» (дизайнер Э.Молчанов), в которой идеи предыдущей работы более тонко трансформируются в нюансную пластику легкового автомобиля. «Молчановская тема», безусловно, находит переосмысление и в строгих формах новых правительственных лимузинов ЗИЛ (дизайнеры Б.Кузнецов, Э.Сабо, Л.Самохин). Именно с серии «117» и начинается освобождение от многолетнего влияния американского стайлинга.

В 1966 г. вступает в силу контракт о техническом сотрудничестве с итальянским концерном FIAT. Помимо предоставления базовой модели «124» (классической компоновки!), итальянцы «экспортируют» в Тольятти и практически всю инфраструктуру. Так на ВАЗе появляется крупнейшая дизайн-служба союзной отрасли — «Центр стиля». Однако, несмотря на эйфорию от приобретения итальянского автомобиля, уже к осени 1971 г. строится прототип ВАЗ 1Э-1101, которому через тринадцать лет суждено было стать первым отечественным переднеприводным автомобилем — «восьмеркой». Для адаптации новинок отечественного автомобилестроения к особенностям внешнего рынка подключались то американский дизайнер Раймонд Лоуи, занимавшийся модернизацией «Москвича 412», то французская фирма Halliez, доводившая аэродинамику «Москвича 2141» и ЗАЗ 1102 «Таврия», и даже немецкий Porsche, приложивший руку к «2108».

К сожалению, дистанцирование между требованиями «для нас» и «для них» с каждым годом увеличивалось, а процесс доводки все более усложнялся и удорожался. Было ясно, что полагаться в такой ситуации на легкий успех новая модель ВАЗа не могла. Вместе с тем, рынок есть рынок и там всегда есть вакантные места для продукции самой дорогой и самой дешевой. Ожиданиями дешевого автомобиля всегда жил и наш потребитель. Первоначальные эскизы и прототипы, построенные на ВАЗе в 1971-73 гг. свидетельствовали, что идея маленького и незатейливого автомобильчика с кузовом, чем-то напоминавшем «Ниву», была близка и дизайнерам. Но с каждой последующей серией образцов автомобиль рос и рос. Требовалось найти какой-то компромисс, чтобы получить автомобиль не только дешевый, маленький и легкий, но — одновременно — прочный, долговечный и с хорошей проходимостью. Все это склоняло проектировщиков к пятиместному хэтчбеку с большими ходами подвески и клиренсом. Стоимость автомобиля старались снизить любыми средствами, что привело к «спартанскому» минимуму оснащения и простоте отделки. Окончательный вариант «восьмерки» (дизайнер В.Пашко) был жестким и угловатым, и именно эти свойства формы в дальнейшем служили основными объектами критики. Облик новой модели резко контрастировал с зарождавшимися тенденциями «мягкого» и пластичного «биодизайна». Однако в середине 70-х, когда стиль «восьмерки» только вырисовывался, «жесткая» и плоскостная форма была в моде, и в этом ключе работали такие мастера жанра, как Д.Джуджаро для Lancia, FIAT и Volkswagen, А.Сессано для SEAT и Mitsubishi. С того времени прошло много лет, и, например, Volkswagen уже несколько раз сменил модельный ряд, а с ним и стиль. «Восьмерка» же, несмотря на рестайлинг, изменилась мало и стала своеобразным стилистическим раритетом, всегда различимым среди современных зарубежных одноклассников, напоминая собой долговязого подростка с резкими и угловатыми движениями.

Спустя некоторое время по примеру ВАЗа расширением служб дизайна и оснащением их средствами автоматизированного проектирования начинают заниматься и все остальные заводы, а НАМИ разворачивает строительство специального комплекса с крупнейшей по тем временам аэродинамической трубой. А в конструктоских бюро шла обычная работа по вялотекущей модернизации выпускаемой продукции. ВАЗ сменил мягкий и нюансный рисунок итальянского прототипа FIAT 124 (ВАЗ 2101) на жесткий и плоскостной стиль модели «2105». АЗЛК при помощи косметических изменений модели «2140» пытается уйти от явно устаревшего наследия хвостовых килей и диагональной композиции боковины. Альтернативный вариант машины заказывается при посредничестве ВНИИТЭ в парижской студии CEI знаменитого дизайнера Р. Лоуи.

Во второй половине 70-х заводы приступают к проектированию автомобилей, которые предполагалось производить и в XXI веке. На ВАЗе закладывается семейство автомобилей «2110» и «Ока», на ЗАЗе — переднеприводная модель «1102 Таврия». АЗЛК также решает перейти на передний привод. Для многих автомобилей традиционно выбирается опробованный зарубежный аналог. Для нового «Москвича» им становится французская Simca 1307, а формы перспективной «Волги 3105» возникают на основе компьютерных обмеров кузова Audi 100... Дизайн всех этих аналогов разрабатывался в начале 70-х, и можно было с уверенностью сказать, что к моменту серийного производства отечественных версий (плюс 15-20 лет проектирования и освоения производства), все стилистические и пластические находки их архитектуры безвозвратно устареют. Не радовали и попытки самостоятельно пуститься в плавание по волнам автомобильной моды. Так, например, в рисунке новой машины Ижевского завода «Орбита 2126» преобладали вялые и несвойственные для современных автомобилей малодинамичные линии, а задняя стойка крыши напоминала временную крепь, установленную для подстраховки.

Однако все ожидания качественного прорыва в автомобильном дизайне рухнули, когда ВАЗ представил свое виденье перспективы. В третье тысячелетие, по мнению тольяттинцев, нам предстоит вступить с семейством «2110». Самое печальное заключалось в том, что хотя формально идея архитектуры нового автомобиля и находилась в русле общепринятого стиля, но при более пристальном рассмотрении ее воплощение поражало очень низким уровнем профессионализма. Проявлялось это и в крайне неудачном силуэте седана с вычурным членением кузовного объема на нижнее основание и надстройку крыши, и в плохом пропорционировании боковины, и в поразительно уродливых вырезах арок задних колес, а также в бессмысленной для такого компактного автомобиля широченной полосе (фальшивой!) заднего фонаря... Безусловно, движение «в сторону» от общепринятого стиля допустимо, но право на подобные демарши надо заработать. Если не называть имен, то, как правило, это удел концептуальных суперкаров, а не автомобилей массовых, которые и нравиться должны массово, а не избирательно. Очевидный просчет ВАЗа обиден вдвойне, ибо дизайн «десятки» кроме стилизованной ладьи на эмблеме, с прежними моделями не связывает ровным счетом ничего... Бесспорно, что сохранить фирменные черты очень трудно, но во сто крат труднее, бездумно их растеряв, попытаться затем восстановить. Эта истина подтверждалась в истории многократно. В последний раз совсем недавно — на Московском мотор-шоу, где состоялся дебют новой «Волги 3111», дизайнеры которой явно пытались реконструировать существовавшие в прежних автомобилях ГАЗа, но теперь уже забытые характерные пластические приемы и детали. Не получилось, хотя и осталась надежда, что обязательно получится в следующий раз, когда появится опыт в такой работе, и за нее, наконец, возьмутся специалисты...

Заканчивать серию публикаций об отечественном автомобильном дизайне на традиционной оптимистическо-пессимистичной ноте как-то не хотелось. И тогда подумав, мы решили заглянуть в завтра, сделав это при помощи будущих автомобильных конструкторов и дизайнеров, которые сейчас еще только учатся или закончили МАМИ или Строгановку совсем недавно. Именно им предстоит искать образы автомобилей XXI века. Итак, журнал «АВТОМОБИЛИ» объявляет конкурс «Какой нам нужен автомобиль?» и ждет эскизы-концепции стиля отечественных заводов (АЗЛК, ГАЗа, ВАЗа, ЗИЛа) в наступающем третьем тысячелетии. А, может быть, кто-нибудь вспомнит и про «Руссо-Балт»? Итак, за работу — время пошло!
Source: Никита Розанов
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 4-1999
К приезду американского президента Дуайта Эйзенхауэра предполагалось построить специальный автомобиль. Проект Э.Молчанова. 1960 г.
Так должна была выглядеть мотоколяска «Спутник». 1962 г.
Микроавтобус «Старт» — своеобразный ответ на вызов «детройтского барокко». 1964 г.
Спортивное купе «КД», хотя и спроектировано профессионалами, было изготовлено в нескольких экземплярах любителями. Дизайнер Э.Молчанов. 1968 г.
Функциональный концепт «Макси». 1966 г.
«Иж-ТЭ» отличался лаконичной пластикой и чистыми поверхностями. 1967 г.
Проект многофункционального транспортного средства «Муравей» дизайнера Э.Молчанова также был воплощен в жизнь «самодельщиками». 1966 г.
Экспериментальное городское такси «ВНИИТЭ-ПТ». 1965 г.
Если бы не попавшая на глаза начальству французская Simca, так мог бы выглядеть «Москвич 2141». Концепт «АЗЛК» — «С1». 1975 г.
Концептуальная разработка НАМИ «Дебют-2». 1988 г.
Пластика «ВАЗ-2110», несомненно, ориентировалась на «биодизайн» конца 80-х. Сейчас это выглядит уже архаично.
Новая «Волга», без сомнения, эффектна и современна, но пока это только концепт. 1998 г.