|
English
|

Categories: Car Design | Американский автомобильный дизайн

Рассказ об истории аэростиля был бы неполным без главы о концептуальных проектах. Речь пойдет об экспериментальных автомобилях, выпущенных в единичных экземплярах - как правило, для всемирных автосалонов и американских ежегодных выставок Motorama.

Dream Car - автомобиль мечты: такое название получили эти машины. Создавались они как крупными концернами, так и малыми фирмами. Американский автопроизводитель, выставлявший Dream Car, преследовал различные цели. Для одних было важно привлечь к себе внимание, для других - поднять престиж марки, но в основном такой автомобиль выпускался с целью изучить реакцию рынка на новые дизайнерские решения и, соответственно, возможность последующего их использования в серийном производстве. Признанным мастером в этой области был шеф-дизайнер корпорации General Motors Харли Эрл. Наиболее удачные его проекты шли в серию практически без изменений. Достаточно вспомнить Chevrolet Corvette 1953 года. Серийные автомобили, оказавшие непосредственное влияние на формирование общей концепции аэростиля, подробно описывались в предыдущих частях нашего повествования. Настоящая глава - о наиболее интересных проектах, не реализованных в серийном производстве.

Подлинный Dream Car (или просто - концепт) являлся (и является) носителем самых передовых (для своего времени), а иногда и революционных дизайнерских идей и конструкторских решений. Правда, нередки были случаи, когда фантазия разработчиков больше походила на безумие, но, как известно, от безумного до гениального - один шаг.

При разработках кузовов американские дизайн-бюро постоянно прибегали к услугам итальянских кузовных ателье. С конца 40-х и до начала 60-х годов была широко распространена практика отправки готового шасси в Италию, где и изготовлялся кузов. Подобному итало-американскому сотрудничеству обязано своим всемирным признанием итальянское проектное бюро Ghia, возглавляемое Луиджи Сегре. Первым плодом совместного сотрудничества Сегре и Экснера стал появившийся осенью 1953 года автомобиль De Soto Adventurer I. Классический представитель итальянской школы дизайна, Adventurer I имел весьма косвенное отношение к аэростилю. Это двухдверное купе - не что иное, как "доведенный" проект Вирджила Экснера Chrysler K310 1951 года. Новая версия имела укороченную до 2820 мм колесную базу при общей длине 4820 мм. Несмотря на очень небольшую высоту (всего 1360 мм), внутри было вполне уютно. К слову сказать, сам шеф-дизайнер концерна Chrysler Вирджил Экснер ездил на опытном образце Adventurer I целых три года.

Первый опыт совместного сотрудничества оказался удачным, и услугами бюро воспользовалась компания Dodge. Уже 12 ноября того же года в Америке был показан новый родстер Dodge Fire Arrow с эмблемой Ghia на борту. Характер пластики радиаторной решетки свидетельствует о дальнейшем развитии образа Chrysler K310. В отличие от Adventurer I, Fire Arrow отвечает концепции аэростиля. Кузов имеет плоские кили задних крыльев, образующих единую линию. В данном случае сочетание итальянской школы дизайна и последних тенденций американской автомобильной моды дало миру новый, крайне интересный образ спортивного автомобиля.

В начале 1954 года появятся сразу две версии Dodge Fire Arrow: кабриолет и наиболее доведенная с инженерной точки зрения версия - купе. На последней будет установлен очередной "женский" мировой рекорд скорости - 229,5 км/ч.

Третий автомобиль, представленный ателье Ghia в 1953 году, - Plymouth Explorer. Пожалуй, это самый "итальянский" автомобиль из сделанных по американским заказам. Кузов решен в лучших итальянских традициях позднего стримлайна. Ненавязчивая трактовка килей задних крыльев лишний раз доказывает, что достичь "нужного" результата можно и малыми средствами. Вообще, удивительное чувство меры станет одной из отличительных черт итальянского дизайна. Огромные (по европейским масштабам) размеры двухместного спортивного купе усиливают эмоциональное восприятие найденного образа. Внешняя и внутренняя отделка выполнены на высочайшем уровне. В комплектацию автомобиля входил специально изготовленный набор чемоданов и дорожных сумок - под цвет салона.

В следующем, 1954 году появился очередной концепт компании De Soto - Adventurer II. По мнению некоторых специалистов, это один из красивейших "итало-американских" автомобилей того периода. Разработка и производство единственного образца была полностью передана итальянским коллегам из ателье Ghia. Обводы кузова получились очень выразительными. Двухместное спортивное купе имело длину "всего" 5,5 м. Для европейцев это - кошмарный сон, для Америки - то, что надо. De Soto Adventurer II - попытка совместить несовместимое. Проектировщики из Турина сохранили типично итальянскую рациональную эргономику салона, в результате объем кабины оказался несоизмеримо мал по отношению к общему объему кузова. Заднее ветровое стекло расположено в почти горизонтальной плоскости, вследствие чего объем багажника крайне невелик, а обзорность назад - чисто символическая. Общий пластический образ граничит с шаржем. Автомобиль имеет довольно большой дорожный просвет и небольшую общую высоту, что при полном отсутствии переднего бампера делает кузов визуально облегченным. Этот дизайнерский ход впоследствии станет характерным для ведущих итальянских стилистов.

1954 год знаменателен не только совместными проектами корпорации Chrysler и ателье Ghia. Увидел свет первый из серии самых безумных автомобильных проектов Америки - "реактивный" автомобиль Харли Эрла. Проект получил название Firebird I. Шеф-дизайнер GM был буквально болен идеей поставить сверхзвуковые летательные аппараты программы "X" на четыре колеса. Firebird I мало похож на средство передвижения. Зато рекламный эффект был налицо. В общем, нечто подобное крылатому Citroen DS из фильма "Фантомас" или реактивному автомобилю из "Больших гонок" существовало в Америке на самом деле, правда, в нелетающем варианте. Можно сказать, что это - "побочный продукт" деятельности Харли Эрла в рамках аэростиля. Так или иначе проект Firebird I положил начало самым необычным дизайнерским разработкам этой эпохи.

В 1955 году компания De Soto представила три концепта. Шасси их были изготовлены в Детройте, а кузовы - в Турине, в мастерских Ghia. Из показанных в том году на "Мотораме" родстера Falcon, кабриолета Flight Sweep I и хардтопа Flight Sweep II наибольший интерес вызвал последний. De Soto Flight Sweep II имел несущий кузов и, в целом, мало отличался от серийных моделей. Найденные в 1955 году пластические решения будут применены при разработке модельного ряда 1957 года (De Soto Fire Sweep).

Тогда же корпорация Chrysler и кузовное ателье Ghia начали реализовывать два самых дорогостоящих своих проекта. В течение года Вирджилом Экснером в Детройте велась разработка нового концептуального четырехместного купе. Проект получил название Chrysler Norseman и должен был быть представлен на "Мотораме" 1956 года. Денег на него не жалели. Задуманное в Детройте целых пятнадцать месяцев воплощали в жизнь в Турине. Буквально вручную изготовили алюминиевый кузов. Автомобиль имел фантастическую по тем временам электронную "начинку". Сервоприводами приводилось в движение все, что только можно. Автоматически убиралась задняя часть крыши, выполненной в виде стеклянного авиационного "фонаря". Настройка передних фар имела несколько положений. Автоматика кресел - просто шедевр инженерной мысли. Помимо нескольких трансформируемых положений, они разворачивались на 45 градусов - для удобства посадки. Общее дизайнерское решение вообще не имело аналогов в истории мирового автомобилестроения. Chrysler Norseman - один из немногих представителей футуристического направления в автодизайне эпохи аэростиля. При взгляде на детище Вирджила Экснера, реально представляется пустынный лунный пейзаж - Море Спокойствия, к примеру. Водитель этой машины, будучи одет в космический скафандр, смотрелся бы в ней весьма гармонично.

Судьба сыграла злую шутку с новым автомобилем компании Chrysler. Машина была готова к середине июля 1956 года. Ее погрузили на корабль "Andrea Doria" для отправки в Америку. Но Chrysler Nоrseman так и не был показан американской публике - судно затонуло во время сильного шторма недалеко от побережья Северной Каролины на глубине 60 метров. Этот концепт, внешне похожий то ли на луноход, то ли на батискаф, и по сей день покоится на дне Атлантического океана. В 1988 году одна американская газета сообщила, что обнаружены останки "Andrea Doria" и будто бы кто-то собирается поднять на поверхность собственность концерна Chrysler. Остается надеяться, что Chrysler Norseman все-таки доберется до берегов Америки - спустя 40 лет.

По воле случая на злополучный "Andrea Doria" не был погружен второй Dream Car компании Chrysler - Dart. Из-за возникших проблем с электроникой сервоприводов Chrysler Dart был показан публике только на выставке 1957 года. Таким образом, машину готовили более двух лет. Процесс разработки включал в себя расширенную программу аэродинамических исследований в Университете Турина. После тщательной и кропотливой работы было смакетировано в масштабе 1:5 "идеальное аэродинамическое базовое тело". Руководство концерна Chrysler поспешило заявить, что удалось создать автомобиль с минимальным аэродинамическим коэффициентом сопротивления. Впрочем, многие эксперты ставили это под сомнение. Четырехместный спортивный кабриолет имел автоматически складывающуюся (причем на ходу) жесткую крышу. Chrysler Dart удалось сохранить - в 1989 году его выставили на один из аукционов.

1959 год очередной раз показал, что фантазии шеф-дизайнера GM нет предела. Компания Cadillac продемонстрировала двухместный автомобиль Cyclone. Можно подумать, что кузов его спроектирован авиационным конструктором Келли Джонсоном: буквально все пластические элементы напрямую заимствованы из авиации. Проект Cyclone - самый приближенный к авиационной стилистике автомобиль эпохи аэростиля.

В том же 1959 году была показана любопытная совместная разработка компании Cadillac и другого итальянского кузовного ателье - Pininfarina. На парижском салоне публика увидела Cadillac Starlight - еще один пример итальянского видения концепции аэростиля. Двухдверный хардтоп полностью ломал сложившиеся представления о фирменном стиле марки Cadillac. Определенно, это был уже не американский Cadillac. Результат последнего подобного эксперимента продемонстрировали на парижском салоне 1961 года. Cadillac Jaqueline не многим отличался от своего предшественника - пластическое решение его кузова не имело к авиационной стилистике никакого отношения.

Проектную разработку нового чудо-автомобиля Firebird III Харли Эрл своим итальянским партнерам не доверил. Этот монстр был представлен в 1959 году на очередной "Мотораме". Достаточно беглого взгляда на кузов, чтобы предположить, что Firebird III - аппарат из фантастического комикса. Супернизкая машина с турбинным двигателем имела две отдельные "авиационные" кабины. За стеклом "фонаря" виднелась лишь голова водителя. Количество хвостовых килей выросло до семи. Задние колеса полностью скрыты крыльями-воздухозаборниками. Надо сказать, что эксперименты с турбомобилями велись корпорацией Chrysler еще с 1954 года. Первопроходцем здесь выступило отделение Plymouth: в 1956 году четыре турбомобиля Plymouth Coupe совершили испытательный пробег по маршруту Нью-Йорк - Лос-Анджелес.

В 1960 году появилось еще одно совместное творение Вирджила Экснера и мастерских Ghia. При разработке двухместного пятиметрового родстера-турбомобиля Plymouth XNR были применены соответственно обновленные инженерно-конструкторские решения, относящиеся еще к 20-м годам. Низкое лобовое стекло состояло из двух частей. При отсутствии пассажира правая часть автоматически складывалась - автомобиль превращался в одноместный родстер. За основу взяли шасси Plymouth Valiant с базой 2690 мм. Характерная деталь - место пассажира находилось глубже водительского на 100 мм. Данное компоновочное решение продиктовано "аэродинамической" конструкцией кузова. Этот автомобиль тоже сохранился до наших дней.

Третье поколение турбомобилей показали в 1961 году на парижском автосалоне. Plymouth Turbo Flite - последняя совместная разработка Вирджила Экснера и ателье Ghia. 14 мая 1963 года корпорация Chrysler отважилась на небывалый эксперимент. 48 счастливчиков получили сроком на три месяца новенькие Turbo Flite. Обязательным условием было представление еженедельных докладов в испытательный центр компании Plymouth. По рассказам участников событий, управлять автомобилем с газотурбинным двигателем было делом несложным, главное - следить за температурой мотора, которая не должна была превышать 900 градусов и держать стрелку тахометра в промежутке от 17.000 до 22.000 оборотов в минуту. После успешного завершения эксперимента все турбомобили были пущены под пресс, а несколько экземпляров отправлены в музей. Подобные разработки вела также компания Dodge, но в этом случае турбомобиль так и остался прототипом.

В завершение рассказа об истории американского аэростиля следует отметить, что концепция, сформированная к 1953 году Харли Эрлом, оказала влияние на развитие автомобильного дизайна во всем мире. Отдельного исследования заслуживает итальянская трактовка аэростиля. Кроме того, заметим, что отечественный автодизайн развивался по американскому пути, что само по себе - факт многозначительный...
Source: Иван Рожнов
Журнал "МОТОР", 8-1998
De Soto Adventurer II Coupe. 1954 год.
De Soto Adventurer I Coupe. 1953 год.
Plymouth Explorer Coupe. 1953 год.
Dodge Fire Arrow Cabriolet. 1954 год.
Dodge Fire Arrow Coupe. 1954 год.
Chrysler Dart Cabriolet. 1957 год.
Cadillac Cyclone XP-74. 1959 год.
Chrysler TurboFlite. 1961 год.
Chrysler Turbine Car. 1963 год.