|
English
|

1996 Fiat Multipla Concept

Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla Prototipo, 1996
Fiat Multipla, 1996 - Design Sketches
Fiat Multipla, 1996 - Design Sketches
Images: Fiat Auto S.p.A.
Rating:  60    -9    +69
Designer - Roberto Giolito
"Неужели такие несуразные машинки заполонят в ближайшие годы улицы европейских городов?" — в вопросе солидного дядьки в галстуке и с толстой кожаной папкой сквозили удивление и раздражение одновременно. Хрупкая девушка со стенда фирмы FIAT (дело происходило на автосалоне в Париже — см. АР № 19, 1996) осторожно ответила, что "вопрос о производстве автомобиля пока не решен". Жаль, что рядом не оказалось управляющего директора концерна FIAT Паоло Кантареллы. Он бы, наверное, ответил более убедительно: "Это новое направление в автомобильной архитектуре!"

АРХИТЕКТОРЫ

Наши постоянные читатели помнят, что Fiat Multipla уже появлялся на страницах Авторевю (см. АР № 16, 1996). Однако на автосалоне в Париже фирма представила абсолютно не похожий на те "шпионские" рисунки автомобиль. Мало того, Multipla оказался вовсе не однообъемным — у машины отдельный моторный отсек. В то же время идеология осталась прежней: это маленький автомобиль, рассчитанный на шесть пассажиров. Почему же случилась такая перемена внешности? Перед авторами Multipla — специалистами Центра стиля фирмы FIAT — была поставлена непростая задача. Им предлагалось создать небольшой автомобильчик (длиной четыре метра — не больше, чем Fiat Tipo или Brava), который смог бы перевозить до шести человек, а стоил бы заметно дешевле минивэна. При этом автомобиль должен отвечать всем требованиям активной и пассивной безопасности, перевозить багаж всех шести ездоков и отличаться незаурядным дизайном. Чтобы ответить на такой сложный вопрос, проектировщикам пришлось искать обходные пути. И они их нашли.

ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ ? НАРИСУЕМ — БУДЕМ ЖИТЬ

Дизайнеры Центра стиля сломали все представления о "нормальном" автомобильном обличье. Похоже, стилисты на сей раз вовсе не занимались "пошивом костюма" для автомобиля, не выверяли по лекалам поверхности, не лепили днями и ночами напролет элегантный силуэт, не экспериментировали с формами, цветом, элементами отделки...

Контуры машины, как водится, набросали еще на начальной стадии проектирования. А главными "визажистами" стали не художники, а объективные факторы: автомобиль должен быть функциональным, соответствовать технологическим требованиям и иметь низкую себестоимость, жесткую структуру кузова (каркас безопасности), должен отвечать последним требованиям эргономики, наконец, машина должна удовлетворять запросам покупателей к маленьким автомобилям повышенной вместимости. Все перечисленные факторы и обусловили столь необычный "промышленный" дизайн Multipla. Его характерные черты следующие.

Multipla отличается высокой "кабиной", покоящейся на низком основании, — высота автомобиля 1670 мм (всего на 40 мм ниже, чем крупный минивэн Fiat Ulysse). Дело в том, что пол в салоне абсолютно ровный: так удобнее перемещаться по машине, а внутреннее пространство можно компоновать по своему усмотрению (как и на минивэнах, в Multipla используются съемные сиденья, которые имеют несколько вариантов установки). Под высоким и ровным полом проложены все механизмы и "коммуникации". Большая площадь остекления делает высокий автомобиль визуально более легким, а пассажирам предоставляет прекрасный обзор во время путешествия. Высокие двери облегчают вход-выход.

Справедливости ради отметим, что даже при таком сверхпрагматичном подходе стилистам удалось-таки найти несколько интересных решений. Например, низкая поясная линия (она является продолжением капота) отделяет "тяжелую" нижнюю часть машины от "легкого" верха. Такую же поясную подштамповку имеет большая подъемная задняя дверь. Под огромным лобовым стеклом — дополнительные фары головного света. В этой зоне они остаются чистыми даже в слякотную погоду. Но еще интереснее задняя светотехника. Помимо неправильной формы фонари необычны тем, что каждый входящий в них элемент (стоп-сигналы, габаритные фонари, указатели поворотов, фонарь заднего хода) имеет свою выпуклую поверхность. Получается, что все собрано вместе, и в то же время каждый сигнал выделяется своей формой и размерами. Возможно, такое решение скоро войдет в моду. И все же "архитекторы" оглядывались на историю, пытаясь поставить Multipla в одну стилистическую линию со своими самыми известными моделями последних десятилетий: 600, 127, Uno, Punto, Bravo/Brava... Получилось ли это?

ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ ?

Как можно разместить шестерых человек в маленьком автомобильчике? Конечно, поставить друг за другом три ряда по два сиденья — так, как это сделано на многих минивэнах! А вот и нет. Multipla слишком короток для трех рядов. Если же третий ряд и поместится, то пробираться на заднее сиденье будет очень неудобно, а места для багажа совсем не останется. Поэтому дизайнеры сделали ход конем — установили два ряда по три сиденья в каждом. Со вторым рядом все ясно: почти во всех легковых автомобилях заднее сиденье трехместное или, во всяком случае, допускает стесненное расположение трех пассажиров. Но как усадить троих спереди? Во-первых, увеличили ширину машины: при длине 3990 мм (как Fiat Bravo) ширина машины 1870 мм (как Lancia kappa). Во-вторых, рычаг коробки передач перекочевал с пола на центральную консоль (такое решение становится все популярнее). В-третьих, среднее сиденье переднего ряда чуть сдвинули назад — чтобы сидящие не теснили друг друга плечами. А раз третьего ряда сидений нет, то сзади появляется здоровенный отсек для багажа: его емкость 600 литров, таким багажником могут похвастать только "взрослые" минивэны.

Но это еще не все особенности салона Multipla. Например, все кнопки, рычаги и даже панель приборов сосредоточены в центре передней панели. И если до ручек системы отопления водитель дотянется без проблем, то аудиосистема, похоже, останется для него недосягаемой. Зато не обделены вниманием передние пассажиры — они легко достанут до всех кнопок и приборов. Кстати, в случае аварии средний пассажир "воспользуется" здоровенной надувной подушкой безопасности правого пассажира. Интересно, а почему в таком случае водителя не посадили посередине? Ведь так сделано на многих концептуальных автомобилях, да и расположенные по центру приборы ему будет лучше видно. Неужели конструкторы не додумались? Почему же, думали, прикидывали. Но решили в итоге, что такая позиция для водителя... "не комфортна". Так что концепты концептами, а реальная жизнь вносит свои коррективы. Впрочем, пока автомобиль дойдет до конвейера, все может тысячу раз измениться.

А ЧТО ПОД КАПОТОМ?

Ничего особенного с технической точки зрения в Multipla нет. Машина переднеприводная. Под капотом скорее всего окажется либо 1,6-литровый бензиновый мотор, либо 1,9-литровый турбодизель мощностью 100 л. с. Не исключена установка и более мощных двигателей: снаряженный вес Multipla около 1300 кг, плюс шесть человек и багаж, так что сотни "лошадей" для темпераментной езды может и не хватить. Подвеска колес заимствована у Brava, коробка передач — 5-ступенчатая, механическая.
Source: FIAT MULTIPLA новое слово в "автомобильной архитектуре" - А. НОВИЦКИЙ, Газета АВТОРЕВЮ - N1 (140) 1997
Other Fiat
1912 Fiat Tipo Zero (Pininfarina), 1928 Fiat 520 Cabiolet (Touring), 1930 Fiat 525 N Cabriolet 'Royal' (Touring), 1931 Fiat 522C Roadster 'Flying Star' (Touring), 1933 Fiat 508 Cabriolet 'Ametista' (Touring), 1933 Fiat 508 Cabriolet 'Smeraldo' (Touring), 1933 Fiat 508S Balilla Spider (Ghia), 1936 Fiat 500 Topolino, 1936 Fiat 500A Topolino Trasformabile (Zagato), 1938 Fiat 1500 Cabriolet (Touring), 1938 Fiat 1500 Spider MM (Zagato), 1938 Fiat 508 C 1100 Mille Miglia Spider (Touring), 1947 Fiat 1100 Panoramica (Zagato), 1948 Fiat 1400 Panoramica (Zagato), 1950 Fiat 1400 Berlinetta (Touring), 1950 Fiat 500 C Panoramica (Zagato), 1952 Fiat 8V, 1952 Fiat 8VZ (Zagato), 1953 Fiat 1900 Berlina (Accossato), 1953 Fiat 8V Boano Coupe (Ghia), 1953 Fiat 8V Coupe (Vignale), 1953 Fiat 8V Spider (Vignale), 1953 Fiat 8V Supersonic Coupe (Ghia), 1953 Fiat Nuova 1100 Berlina (Accossato), 1953 Fiat Siata 8V (Bertone), 1954 Fiat 1100 TV Coupe (Allemano), 1954 Fiat 1100 TV Coupé Competition (Ghia Aigle), 1954 Fiat 1100/103 TV Coupe (Pininfarina), 1954 Fiat 1400 Coupe Sport (Boano), 1954 Fiat 8V Coupe Corsa (Vignale), 1954 Fiat 8V Demon Rouge (Vignale), 1954 Fiat Turbina, 1955 Fiat 1100 TV Speciale (Pininfarina), 1955 Fiat 600 Coupe (Viotti), 1955 Fiat 8V Berlinetta Speciale (Pininfarina), 1956 Fiat 1100 Desiree (Vignale), 1956 Fiat 1100 TV Coupé (Boano), 1956 Fiat 600 Coupe (Accossato), 1956 Fiat 600 Multipla Torpedo Marina (Boano), 1956 Fiat Multipla Marine (Pininfarina), 1956 Fiat Multipla Spiaggetta (Vignale), 1957 Fiat 1100 TV Coupe (Ghia), 1957 Fiat 500 Spider (Ghia Aigle), 1957 Fiat Jolly (Ghia), 1957 Fiat Marianella (Fissore), 1957 Fiat Stanguellini 1200 Spider (Bertone), 1958 Fiat 1100-1200 (Moretti), 1958 Fiat 1400 B Berlina (Savio), 1958 Fiat 500 Coupe (Viotti), 1959 Fiat 1800 Cabriolet (Monterosa), 1959 Fiat 1800/2100 Coupe (Vignale), 1959 Fiat 2100 Coupe (Pininfarina), 1959 Fiat 2100 Rocket (Francis Lombardi), 1960 Fiat 1100/1200 Giardinetta Sleeping (Viotti), 1960 Fiat 1500 Spider 'Bonetto' (Boneschi), 1960 Fiat 1500 Sport Coupe (Viotti), 1960 Fiat 1800/2100 Cabriolet (Viotti), 1960 Fiat 1800/2100 Coupe (Viotti), 1960 Fiat 500 Coupe (Moretti), 1960 Fiat 600D Speciale (Vignale), 1960 Fiat 750 Granluce (Viotti), 1961 Fiat 1300/1500 Country Sport (Francis Lombardi), 1961 Fiat 1300/1500 Coupe (Francis Lombardi), 1961 Fiat 1300/1500 Coupé (Savio), 1961 Fiat 600 D Berlinetta Aerodinamica Modello 'Y' (Pininfarina), 1961 Fiat 600 D Coupe (Viotti), 1962 Fiat 2300 Coupe Speciale (Pininfarina), 1962 Fiat 2500 SS (Moretti), 1962 Fiat 500 Ziba (Ghia), 1962 Fiat 600D Record (Vignale), 1963 Fiat 1100D Weekend (Moretti), 1963 Fiat 1300/1500 (Moretti), 1963 Fiat 1300/1500 Giardinetta (Viotti), 1963 Fiat 1500 Coupé 2+2 (Allemano), 1963 Fiat 2300 Cabriolet Speciale (Pininfarina), 1963 Fiat 2300 S Lausanne (Pininfarina), 1963 Fiat 600/750 (Moretti), 1964 Fiat 1500 Coupe (Moretti), 1964 Fiat 2300 S Coupe Speciale (Pininfarina), 1964 Fiat 500 Coccinella (Francis Lombardi), 1964 Fiat 850 (Vignale), 1964 Fiat 850 Coupe and Spider (Moretti), 1964 Fiat 850 Libellula (Francis Lombardi), 1964 Fiat 850 Z Coupe (Zagato), 1965 Fiat 2300 S Coupe Speciale (Pininfarina), 1965 Fiat 850 Coupe Sportivo (Vignale), 1965 Fiat 850 Spider (Bertone), 1965 Fiat 850 Sportiva (Moretti), 1966 Fiat 124 (Moretti), 1966 Fiat 124 Cabriolet (Touring), 1966 Fiat 124 Smart (Francis Lombardi), 1966 Fiat 124 Sport Coupe Speciale (Pininfarina), 1966 Fiat 850 Vanessa (Ghia), 1966 Fiat Dino Speciale Prototipo (Pininfarina), 1967 Fiat 1100R Coupe (Moretti), 1967 Fiat 124 Coupe Eveline (Vignale), 1967 Fiat 124 Savana (Savio), 1967 Fiat 125 (Moretti), 1967 Fiat 125 Executive (Bertone), 1967 Fiat 125 GTZ (Zagato), 1967 Fiat 125 Samantha (Vignale), 1967 Fiat 850 Spider Monza (Francis Lombardi), 1967 Fiat Dino Parigi (Pininfarina), 1968 Fiat 124 Coupe (Savio), 1968 Fiat 125 Station Wagon (Savio), 1968 Fiat 850-Special "Grand Prix" (Francis Lombardi), 1968 Fiat City Taxi Prototyp, 1968 Fiat Dino Ginevra (Pininfarina), 1968 Fiat Shellette (Michelotti), 1969 Fiat 128 (Moretti), 1969 Fiat 128 Coupe (Bertone), 1969 Fiat 128 Teenager (Pininfarina), 1969 Fiat 500 Zanzara (Zagato), 1969 Fiat 850 Dart (Vignale), 1969 Fiat 850 Monza (Francis Lombardi), 1971 Fiat 127 Midimaxi (Moretti), 1971 Fiat 127 Scout (Fissore), 1971 Fiat E.S.V., 1971 Fiat Pulsar (Michelotti), 1972 Fiat 127 Coupe (Moretti), 1972 Fiat 127 Holiday (Francis Lombardi), 1972 Fiat 132 Aster (Zagato), 1972 Fiat 132 Coupe (Moretti), 1972 Fiat Citycar, 1972 Fiat Flares (Michelotti), 1972 Fiat X1/23, 1972 Fiat X1/9 (Bertone), 1973 Fiat 126 Minimaxi (Moretti), 1974 Fiat 127 Coupe (Francis Lombardi), 1974 Fiat 127 Village (Bertone), 1974 Fiat 130 Maremma (Pininfarina), 1975 Fiat 130 Opera (Pininfarina), 1975 Fiat 131 Abarth (Bertone), 1975 Fiat Visitors Bus (Bertone), 1975 Fiat X1/9 Dallara (Bertone), 1976 Fiat City Car (Michelotti), 1978 Fiat Campagnola 2000 Sporting 4x4 (Moretti), 1978 Fiat Ecos (Pininfarina), 1980 Fiat Panda 4x4 Offroader/Strip (ItalDesign), 1981 Fiat VSS (I.DE.A), 1983 Fiat Ritmo Coupe (Pininfarina), 1985 Fiat Halley (Maggiora), 1992 Fiat 500 Z-Eco (Zagato), 1992 Fiat Cinquecento (ItalDesign), 1992 Fiat Cinquecento Birba (Maggiora), 1992 Fiat Cinquecento Cita (Stola), 1992 Fiat Cinquecento Fionda (Coggiola), 1992 Fiat Cinquecento pick-up (Pininfarina), 1992 Fiat Cinquecento RUSH (Bertone), 1993 Fiat Downtown, 1993 Fiat Scia (Maggiora), 1994 Fiat Barchetta (Maggiora), 1994 Fiat Firepoint (ItalDesign), 1994 Fiat Punto 4x4 TL (Giannini), 1994 Fiat Punto Monomille (Zagato), 1994 Fiat Punto Racer (Bertone), 1994 Fiat Punto Surf (Coggiola), 1994 Fiat Spunto (Pininfarina), 1994 Fiat ZIC, 1995 Fiat Barchetta Coupe (Maggiora), 1995 Fiat Vanzic, 1996 Fiat Armadillo (Maggiora), 1996 Fiat Brava Sentiero (Coggiola), 1996 Fiat Bravo Windsurf (Giannini), 1996 Fiat Enduro (Bertone), 1996 Fiat Multipla Concept, 1996 Fiat Sing e Song (Pininfarina), 1996 Fiat Vuscia (I.DE.A), 1996 Fiat Zicster, 1998 Fiat Multipla, 1999 Fiat Wish (Pininfarina), 2000 Fiat Ecobasic, 2002 Fiat Simba, 2003 Fiat Marrakech (I.DE.A), 2004 Fiat Idea 5Terre, 2004 Fiat Trepiuno (I.DE.A), 2005 Fiat Oltre, 2005 Fiat Sportiva Latina, 2005 Fiat X1/99 (IED), 2006 Fiat Ducato Truckster, 2006 Fiat FCC Adventure, 2006 Fiat Panda Jolly (Stola), 2007 Fiat 500 Woody Wagon (Castagna), 2007 Fiat Barchetta (Bertone), 2008 Fiat FCC II Bugster, 2008 Fiat Portofino, 2008 Fiat Tender Two EV (Castagna), 2010 Fiat Mio FCC III, 2010 Fiat Uno Cabriolet, 2011 Fiat 500 Coupe (Zagato), 2011 Fiat 500 St. Tropez (Castagna), 2014 Fiat FCC4, 2018 Fiat 500 Spiaggina by Garage Italia (Pininfarina), 2018 Fiat Fastback, 2019 Fiat Centoventi
Discuss this car
Author
E-mail
Add your comments