|
English
|

1991 Honda EP-X

Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991
Honda EP-X Concept, 1991 - Interior
Honda EP-X Concept, 1991 - Interior
Images: Honda
Rating:  12    -8    +20
EP-X (Efficient Personal Experimental)
Finally in 1991, Honda bit the dream-car bullet when it displayed a pair of models at Frankfurt.

These were the FS-X saloon and EP-X coupe.

The little EP-X (Efficient Personal Experimental) was a curious, narrow tandem two-seater, also made entirely from aluminum. Powered by a 1.0-litre three-cylinder engine, it was claimed to be highly aerodynamic, efficient and safe if impractical.

Auto Lemon


With this EPX Concept car, introduced at the 29th Tokyo Motor Show, Honda is exploring new architecture for a next generation car style. The EPX represents an original urban commuter aimed at optimizing economy, impact on environment as well as providing a different driving experience. The two passenger are seated in tandem. There are two doors, one on each side, of a single seat and the canopy can be opened for easy access. The design is heavily oriented toward aerodynamic and follows as much as possible the simple shape of an egg. The driver's all around visibility is exceptional. The passenger might not appreciate so much. The instrument panel incorporates a multifunction LCD (Liquid Crystal Display). Air bags are implemented for both places. It is not a running vehicle and Honda does not provide any specification on the propulsion system.

autoconcept-reviews.com


Концепт дебютировал на 29-м Токийском автосалоне, который проходил в начале 1991 года под девизом «Осваивая новые отношения: люди, автомобили и Земля — едины». Как отмечали организаторы выставки, по сравнению с 28-й выставкой, которая проходила двумя годами ранее, существенно выросло число автомобилей, в той или иной степени работающих на альтернативных источниках энергии — то есть природном газе, водороде, электроэнергии, — а в брошюрах чаще всего фигурировали прилагательные «лёгкий» и «компактный». И концепт Honda не выбивался из этого ключа.

Имя EP-X расшифровывается как Efficient Personal-eXperimental — и это не первый автомобиль компании, у которого имя заканчивается «экспериментальным Х»: в 1983 году в арсенале японцев появилась «карманная ракета» CR-X, а годом позже, в 1984-м, Honda совместно с Pininfarina построила концептуальное купе HP-X, у которого первые две литеры обозначают Honda… и Pininfarina. Но если совместный с итальянцами проект был достаточно абстрактным по своему предназначению (пожалуй, он был исключительно эстетским), то у EP-X цель была абсолютно чёткой — продемонстрировать, как может выглядеть экономичный, экологичный и стильный городской автомобиль завтрашнего дня.

Главной особенностью концепта был кузов, отношение к которому у многих было неоднозначным. Если с тыла EP-X был безоговорочно красив, отсылая то ли к Buick Riviera Boat-Tail, то ли к прототипам линейки B.A.T. от Alfa Romeo, то спереди со своими высоко расположенными фарами концепт напоминал рыбу-каплю, выброшенную на сушу. Либо порядком заплывшую корову с рожками-зеркалами. Но нужно понимать, что в данном случае радикальный дизайн передней части продиктован не столько желанием художников Honda соригинальничать, сколько намерением максимально улучшить обтекаемость машины. И, соответственно, её топливную экономичность.

Уменьшению расхода топлива EP-X также способствовали мизерная по автомобильным меркам масса (620 килограммов), а также удивительно малые габариты: длина — 3,7 метра, ширина — 1,5 метра. Последней удалось добиться благодаря «продольному» расположению мест в салоне, при котором единственный пассажир сидит не рядом с водителем, а за его спиной — почти как в боевом истребителе!

Наверное, именно самолётной схемой посадки продиктован и «самолётный фонарь», который у EP-X заменяет традиционную крышу. Впрочем, у дизайнеров были и другие причины использовать стеклянный колпак — это и красиво, и аэродинамично, и практично: о лучшей обзорности водителю нельзя и мечтать.

Несмотря на наличие «самолётного фонаря», доступ в салон осуществляется через вполне традиционные двери, которые имеются на обеих сторонах — чтобы водитель и пассажир могли безопасно выйти на тротуар… или просто не толпились в одном дверном проёме. Задняя часть фонаря может открываться набок, как у старых самолётов, открывая доступ к багажному отделению. В экстренном случае эту дверцу можно было использовать в качестве аварийного выхода.

Сам же салон концепта получился достаточно бесхитростным — всё-таки не он тут отыгрывал роль главной скрипки. Из ярких особенностей — полностью цифровая панель приборов на основе LCD-матрицы, похожий на современные автомобильные планшеты экран мультимедийной системы, а также пара подушек безопасности, которые защищали водителя и заднего пассажира соответственно.

Но вот какая ирония: если немногочисленные элементы салона ЕР-Х работали более-менее исправно (точнее, изображали деятельность, как и на большинстве концепт-каров), то инновационная силовая установка не подавала признаков жизни. Она у прототипа была, но к началу 1991 года ещё находилась на стадии криво работающего прототипа. Поэтому висела в районе передней оси мёртвым грузом, а машину на подиум выталкивали вручную.

Силовая установка ЕР-Х была той же, что спустя восемь лет дебютировала на Honda Insight — трёхцилиндровый рядный двигатель VTEC-E с электромотором на коленчатом валу, непосредственным впрыском и фирменной системой изменения фаз газораспределения. Его рабочий объём составлял один литр, а мощность — 70 лошадиных сил, что полностью эквивалентно характеристикам мотора Insight. Учитывая скромный вес, удельная мощность EP-X на тонну веса составляла 113 лошадиных сил, что сопоставимо с горячими хэтчбекам того времени, вроде той же Honda CR-X.

Подвеска ЕР-Х тоже была под стать хондовским хот-хэтчам того времени — независимые схемы на сдвоенных алюминиевых рычагах спереди и сзади. А вот по части расхода топлива прототип намного опережал своих родственников — в хорошем смысле этого слова, конечно: согласно расчётам, с такой силовой установкой, такой массой и такой аэродинамикой ЕР-Х должен был расходовать меньше 2,5 л бензина на 100 километров пути. И, как показал практический опыт Insight, эти расчёты были недалеки от истины.

После Токийского автосалона ЕР-Х отправился на смотрины в Европу, где предстал перед посетителями Франкфуртского автосалона. Такому решению способствовал не только оригинальный замысел концепта, но и его салонная компоновка — не нужно было переносить руль справа налево. И европейцам машина тоже пришлась по душе.

Совпадение ли, но 10 лет спустя, на Женевском автосалоне 2002 года, Volkswagen представил автомобиль, который концептуально был очень похож на EP-X: посадочная схема «тандем 1+1», ориентированность на экономичность и экологичность… Назывался прототип просто — 1 Liter Car, намекая тем самым на то, сколько он потребляет топлива на 100 километров. Но с годами концепция 1 Liter Car изменилась, и он превратился в аэродинамическое «нечто» по имени XL1, в котором сиденья располагаются уже рядышком. Каноническое «Совпадение? Не думаю» сюда прямо-таки напрашивается.

Сохранился ли ЕР-Х до наших дней — достоверно неизвестно. Но его вклад, как можете видеть, оказался достаточно весомым.

motor.ru
Other Honda
1970 Honda Hondina (Zagato), 1984 Honda HP-X (Pininfarina), 1991 Honda EP-X, 1991 Honda FS-X, 1993 Honda EVX, 1993 Honda FSR, 1995 Honda Argento Vivo (Pininfarina), 1995 Honda SSM (Pininfarina), 1997 Honda J-MJ, 1997 Honda J-MW, 1997 Honda J-VX, 1997 Honda J-WJ, 1998 Honda MV-99, 1999 Honda FCX, 1999 Honda Fuya-Jo, 1999 Honda Neukom, 1999 Honda Spocket, 2001 Honda Bulldog, 2001 Honda Dualnote, 2001 Honda Model X, 2001 Honda Unibox, 2003 Honda ASM, 2003 Honda HSC, 2003 Honda IMAS, 2003 Honda Kiwami, 2004 Honda SUT, 2005 Honda Civic Concept, 2005 Honda Civic SI, 2005 Honda FCX, 2005 Honda Sports 4, 2005 Honda WOW, 2006 Honda Civic, 2006 Honda Civic Type-R, 2006 Honda GRX, 2006 Honda Remix, 2006 Honda Step Bus, 2007 Honda Accord Coupe, 2007 Honda Accord Tourer, 2007 Honda CR-Z, 2007 Honda Puyo, 2007 Honda Small Hybrid Sports, 2008 Honda FC Sport, 2008 Honda Insight, 2008 Honda OSM, 2008 Honda Pilot, 2009 Honda EV-N, 2009 Honda P-NUT, 2009 Honda Skydeck, 2010 Honda 3R-C, 2010 Honda New Small Concept, 2010 Honda Odyssey, 2011 Honda AC-X, 2011 Honda EV-STER, 2011 Honda Micro Commuter, 2012 Honda Concept C, 2012 Honda Concept S, 2012 Honda NSX, 2013 Honda Concept M, 2013 Honda FCEV, 2013 Honda Gear, 2013 Honda Urban SUV, 2014 Honda Civic Type R, 2014 Honda Concept B, 2014 Honda FCV, 2014 Honda Spirior, 2014 Honda Vision XS-1, 2015 Honda BR-V, 2015 Honda Civic, 2015 Honda Concept D, 2015 Honda Project 2&4, 2015 Honda Tourer Active Life, 2016 Honda Civic Type R, 2017 Honda NeuV, 2017 Honda Sports EV, 2017 Honda Urban EV, 2019 Honda e Prototype, 2019 Honda Tomo (IED), 2020 Honda SUV e:concept, 2021 Honda SUV e:prototype, 2022 Honda e:N2, 2023 Honda Prelude
Discuss this car
Author
E-mail
Add your comments