|
English
|

Hanomag Kommisbrot (1925): Солдатский паек

Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28 - Photo: Fox Photos/Getty Images
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28 - Photo: Fox Photos/Getty Images
A midget Hanomag Kommissbrot car outside the manufacturer's headquarters, 1935 - Photo: Hulton Archive/Getty Images
A midget Hanomag Kommissbrot car outside the manufacturer's headquarters, 1935 - Photo: Hulton Archive/Getty Images
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1925–28
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1926 - Photo: Louwman Museum
Hanomag 2/10 PS Kommissbrot, 1926 - Photo: Louwman Museum
Hanomag Kommissbrot Light Van
Hanomag Kommissbrot Light Van
Rating:  9    -5    +14
Hanomag 2/10 PS "Kommissbrot", 1925–1928
Страны-победители сполна наказали Германию за просчеты в первой мировой. Ей запретили иметь военный флот, танки, большую армию и заставили выплачивать огромные контрибуции. Французы и бельгийцы оккупировали промышленные районы Рейна и Рура и выдаивали из германской экономики последние соки. Инфляция была настолько сильной, что за введенную в 1924 году новую денежную единицу – рейхсмарку давали по триллиону прежних марок. Большинство промышленных предприятий, работавших на войну, не знали, куда себя деть в мирной жизни. Не было угля, железа: все увозили победителям. По улицам слонялись толпы безработных – бывших рабочих и солдат некогда победоносной армии.

Но даже в самое сложное время немцы старались сохранять некое подобие благопристойности. Они по-прежнему курили сигары, пускай и сделанные из капустных листьев. По вечерам ели в кафе пирожные из мерзлой картошки и пили кофе из желудей. Кроме всего прочего, они хотели ездить на автомобилях.

Потому ничего удивительного, что руководство компании Hannoverische Maschinenbau AG обрадовалось двум молодым инженерам Карлу Поллиху и Фиделису Бехлеру, которые принесли к ним проект дешевой и простой малолитражки. Товар народного потребления хоть как-то мог поправить положение предприятия, выпускавшего прежде тягачи и локомотивы. К тому же это не требовало особых усилий: конструкция крохотного автомобиля была предельно проста. Однако радость руководства Hannoverische Maschinenbau скоро сменилась раздумьями: слишком уж непривычно выглядела эта машина.

Циклоп с единственной фарой и футуристическим овальным кузовом так называемой понтонной формы имел больше прав называться «Жуком», нежели детище Фердинанда Порше.

Но весной 1925 года выпуск транспортного средства Hanomag 2/10 все же начали. Одноцилиндровый чахоточный моторчик жидкостного охлаждения объемом 0,5 литра и мощностью 10 л. с. располагался сзади и передавал крутящий момент на заднюю ось с помощью цепной передачи. Он расходовал всего 5 л на 100 км и разгонял 370-килограммовую машинку до 64 км/ч. Ни о каком дифференциале и синхронизаторах в коробке передач не могло быть и речи. В машине не было даже аккумулятора. Поэтому единственная фара питалась от генератора, а двигатель заводился «кривым стартером» – ручкой между передними сиденьями. Машину ставили на убогие деревянные колеса с узкими шинами, будто снятые с пушечного лафета. По сравнению с «автомобилем для неудачников» Ford-T этот Hanomag был верхом убогости.

За форму кузова, напоминавшую буханку хлеба, Hanomag окрестили в народе Kommissbrot – «солдатский паек». Голод таким пайком не утолить, но это было лучше, чем ничего.

Впрочем, первенец компании, несмотря на свою неказистость, немцам понравился. Не исключено, что в то время им бы понравилась любая машина, только бы она ездила и стоила дешево. А в последнем «Ханомагу» не было равных. Сумму для его покупки – 2 300 рейхсмарок – квалифицированный рабочий или врач могли заработать за три-четыре месяца. Не беда, что в автомобиле с трудом помещались двое: те, кто потолще, имели деньги на настоящий авто. На базе Hanomag делали развозные фургоны и даже пытались использовать в качестве такси, но желающих кататься на «буханке» было мало.

Прогрессирующий дефицит железа привел к тому, что появилась еще более дешевая версия с плетеным из ротанга кузовом. Такая корзина не спасала водителя от дождя и ветра, зато была очень легкой и дешевой. Одноместная машина, названная Korbwagen (буквально «корзиномобиль»), обладала более высокой скоростью и считалась чем-то вроде спортивного родстера.

Производитель всячески пытался избавить своего первенца от имиджа «солдатского пайка». На рекламных проспектах томные барышни усердно доказывали, что они без ума от этих одноглазых уродцев. Более поздние версии машины снабдили дополнительными фарами, деревянные колеса закрыли гладкими колпаками. Однако это уже не помогало.

Как только жизнь в Германии наладилась, немцы перестали покупать Kommissbrot. Они уже были по горло сыты солдатским пайком и желудевым кофе. Hannoverische Maschinenbau, произведя чуть больше 17 тыс. «Ханомагов», переключилась в 1928 году на более дорогие и привычные автомобили. Германия стремилась к мирной жизни, а на самом деле на всех парах летела к новой войне. Kommissbrot же остался тяжелым наследием прошлого, курьезом послевоенных лет, который поскорее постарались забыть. Он заложил тот несчастливый стандарт убогости, ниже которого уже никто опускаться на смел.


Hanomag 2/10 PS "Kommissbrot" - The latter being a popular name given to the car and referring to a loaf of bread. Made from 1924 to 1928 in which time 15,800 examples were produced. It's single cylinder water cooled engine of 500cc was mounted at the rear with three speed gearbox and a chain final drive in an oil bath to the solid rear axle. A two seat car with a 40 mph maximum speed, in most respects it was late example of the cyclecar.
Source: www.lightauto.com
Comments
gasan
Sunday, April 13, 2014
просто круто
sser
Saturday, February 6, 2016
Hanomag Hkl6p Sd Kfz 251 D '1943–44
https://www.youtube.com/watch?v=tSBlWMBI1Y8
Discuss this car
Author
E-mail
Add your comments