|
English
|

Stanley "Rocket" Steam Car (1906): Паровой рекордный болид

Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Fred Marriot
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Francis Edgar Stanley with Fred Marriott at Ormond Beach
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Francis Edgar Stanley with Fred Marriott at Ormond Beach
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Francis Edgar Stanley with Fred Marriott
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Francis Edgar Stanley with Fred Marriott
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Francis Edgar Stanley
Stanley "Rocket" Steam Car (1906) - Francis Edgar Stanley
Images: www.floridamemory.com; digitalcollections.detroitpubliclibrary.org; pilotos-muertos.com; www.scalemotorcars.com
Rating:  1    -0    +1
LSR (Land Speed Record-car)
Вспомним, что автомобиль впервые преодолел рубеж в 100 км/ч в 1899 году – тогда электрический болид Камила Женацци развил скорость 105 км/ч.

Первым автомобилем, преодолевшим 200-километровый рубеж скорости, стал паровик фирмы Stanley (фирма выпускала паромобили до середины 1920-х годов). За рулем парового болида находился гонщик Фред Марриот.

Машина действительно похожа на каноэ (кузов был построен известным американским производителем этих плавсредств), будто накрытое сверху крышкой, с заостренным носом и обтекаемыми боками, на четырех колесах со спицами. Сзади стоит паровой котел. Гонщик располагается так низко, что он почти скрыт за панелями кузова и не ухудшает аэродинамику машины. Низкое расположение центра тяжести повышает устойчивость экипажа. Даже сегодня специалисты признают революционность формы автомобиля «Стенлей-Рокит». От него пошли другие обтекаемые, низкие, будто стелющиеся по земле, рекордные автомобили. Но в те годы он был уникален.

В качестве силовой установки в автомобиле использовалась горизонтальная паровая машина с двумя цилиндрами, которая развивала максимальную мощность 150 л.с. и приводила в движение задние колеса. Масса рекордного паровика составляла чуть менее 1 тонны.

Рекорд был установлен в январе 1906 г. на флоридском пляже в окрестностях городка Дайтона - он составил 205 км/ч при заезде на 1 милю и 195 км/ч при заезде на 1 км (отмеренном внутри этой мили).

После рекордного заезда Фред и братья Стэнли сразу приступили к форсировке машины. По их мнению, показанная скорость не в достаточной мере раскрывала потенциал паровых технологий. Инженеры и пилот считали, что путем доработки паромобиля можно было бы вплотную приблизиться к скоростному рубежу в 200 миль/ч (322 км/ч). Поднять мощность мотора решили за счет повышения давления пара. Если раньше котел поставлял в поршневую паровую машину пар под давлением 70 бар, нагретый до 400 °C, то теперь давление выросло до 90 бар. Вместе с разгонной повысили и тормозную динамику: под машину разработали более мощные тормозные механизмы.

Когда для установления нового рекорда скорости Фред сел за руль, то с легкостью снова преодолел рубеж в 200 км/ч, а затем гонщику не повезло. На обычно идеально ровной поверхности пляжа попалась ямка, в которую паромобиль влетел передним колесом. Произошел удар, машина подлетела в воздух и, упав на землю, развалилась на две половинки. Пилот чудом остался жив.

Газеты того времени писали, что авария произошла на скорости под 190 миль в час. Специалисты в области паромобилей находят такие данные сомнительными, полагая, что в реальности авария случилась на скорости 130−140 миль в час. Так или иначе, но показанную до аварии скорость официально не признали. А серьезно пострадавший в аварии Фред Марриотт попыток улучшить свое достижение больше не предпринимал.

К 1910 году двигатели внутреннего сгорания стали уже достаточно совершенными, чтобы обойти паромобиль на гоночном треке. Поэтому в следующем десятилетии на знаменитом пляже соревновались уже привычные автомобили. Так волей судьбы Фред Марриотт 103 года оставался самым быстрым человеком, ездившим на паровой тяге.

Рекордные паровозы так и не смогли перебить рекорд Stanley Rocket. Среди них быстрее всех летом 1938 года промчался паровоз Mallard (202,7 км/ч). Правда, в 1985 году американец Роберт Бэрбер в Бонневиле разогнался на сконструированном им паромобиле до 234 км/ч. Но этот рекорд так и не получил официального признания.

Только в августе 2009 года команде British Steam Car удалось установить новый рекорд скорости для паровых автомобилей — 137,14 миль в час (220,7 км/ч).


The fastest car in the world in 1906 was a specially built Stanley Steam Car called the "Rocket". Fred Marriott drove the Rocket on Ormond Beach in Florida from January 21st to 28th, in 1906.

At the January 1906 Ormond tournament Fred Marriott won the Dewar Trophy for the Stanley Brothers makers of the Stanley Steamers. Marriott set a world speed record on the first day in the one mile steam championship. The second day he set another world record in the five mile race.

Then on January 26, 1906 Fred Marriott drove the Rocket 127.66 miles per hour completing the mile in 28.12 seconds. A world land speed record that would last until 1910. Former records were held by the Darracq (France) and the Napier (England).

The steam engine in the Rocket was exactly like the regular Stanly Steamers, except that it was larger or about twice the size of the Stanley touring Car (Model F). The Rocket's weight was 1,600 pounds. Boiler size was 30 inches in diameter and 18 inches deep and contained 1,475 tubes and had a total heating surface of 285 square feet. Operating steam pressure was 800 to 900 pounds. Wheels were 34 inches in diameter and equipped with 3 inch tires.
Source: ЛЮДИ. АВТОМОБИЛИ. РЕКОРДЫ. (Е.Д. Кочнев); zabarankoi.mirtesen.ru; www.popmech.ru; www.american-automobiles.com
Discuss this car
Author
E-mail
Add your comments