Разделы: Досье | Нуччо Бертоне | Bertone

Начиная рассказ об автомобильном дизайне, в первую очередь надо говорить про итальянцев. Сильными и страстными характерами наделили итальянцы создаваемые ими автомобили, но и только ли своим темпераментом? Музыка, поэзия, природа, архитектура, живопись, скульптура и история - все это коснулось автомобиля, рожденного в Италии, и определило его неповторимую красоту.

Основными центрами автомобильного дизайна Италии стали Турин и Милан.

Турин, историческая столица области Пьемонт, породил немало замечательных кузовных фирм, постоянно влияющих на продукцию крупных автомобильных компаний.

Оригинальные по очертаниям итальянские прототипы побуждают их создавать новые модели легковых автомобилей. В средние века мастера из Пьемонта делали отличные рыцарские доспехи для всей Европы. В более поздние времена - кареты, а в XX веке перешли на автомобильные кузова. Связь времен, таким образом, не разорвалась, а мастерство переходило от прадедов к правнукам.

Собственно, с производства карет и их ремонта и начинал в 1912 году свою деятельность Джованни Бертоне (Giovanni Bertone 1884-1972). А в 1921 году он построил свой первый автомобиль Spa 9000 Sport. Бертоне начал сотрудничество с фирмами Ланчия (Lancia), FIAT и другими автомобилестроителями. Позднее к компании присоединился и его сын Нуччио (Nuccio 1914-1997).

В 1934 году Бертоне впервые представил свою продукцию на Миланском автомобильном салоне - обтекаемый Super 900. Аэродинамичный Coupe Abarth впервые демонстрировался на автосалоне в Париже в 1952 году. Начиная с 1954 года Бертоне постепенно переходит к промышленному выпуску небольших по объему партий легковых автомобилей, в частности, Alfa Romeo Giuletta Sprint. Сейчас Bertone объединяет группу компаний: Carrozzeria Stile Bertone, Technodesign (инженерный центр автостроения и Socar I. C. S., компания, специализирующаяся на производстве автомобильных стекол и других видов изделий из стекла). Всего занято 1500 человек, и годовой оборот компании составляет примерно $300.000.000. Здесь оказывают помощь ведущим автопроизводителям в разработке стиля автомобилей, подготовке технологической базы, изготовлении натурных образцов и опытных моделей. Ежегодно на Bertone делают до 15.000 автомобилей, производственные площади составляют 300.000 м2, из которых 90.000 м2 занимают управление и различные службы. Сегодня дело отца продолжают две дочери - Мари и Барбара.

Компания Bertone следует своему принципу: вызов - непременное условие прогресса в любом виде человеческой деятельности. В автостроении менеджеров руководящего звена можно разделить на две группы: автомобильные энтузиасты и счетчики денег. Нуччио Бертоне, экстремист в дизайне, был слишком талантлив, чтобы стать примитивным счетчиком денег, но его талант художника не помешал достичь ему выдающегося коммерческого успеха. Бертоне - гений, который, будучи великолепным мастером стиля, легко поддавался влиянию дизайнеров, у него работавших. От Марчелло Гандини (Marcello Gandini), Джорджетто Джуджаро (Georgetto Giugiaro), Марка Дешампа (Mark Dechamps) до Лучано Д’Амброзио (Luciano D’Amrosio). Бертоне представлял автомобили, глядя на которые было невозможно оставаться равнодушным. Они вызывали противоречивые чувства - этого и добивался Бертоне. Вызов и экстремизм не помешали успеху. А как мы знаем, «грешно судить успех».

Каждый год сотрудники фирмы выбирали тот или иной интересный легковой автомобиль и создавали его интерпретацию. По мнению Нуччио Бертоне, для быстрого воплощения идеи в физическую форму необходимо только около 30% деталей легкового автомобиля (в синьках или пластилиновых моделях). Затем группа специалистов высокого класса, каждый из которых отвечает за свой узел автомобиля, начинает работать, связывая собственные идеи с общей концепцией, и все делается вручную, включая подгонку стальных панелей кузова по месту. Стойки у многих прототипов образовывали со стеклом совершенно ровную поверхность, а на Lancia Sibilo кузов был выполнен из прозрачного пластика, выкрашенного изнутри таким образом, что было непонятно, где начинается стекло. Как морская волна на песок… Sibilo получился хищным и рептильным.

Надо сказать, что Нуччио Бертоне, один из наиболее одаренных дизайнеров, придал современному автомобилю удивительный колорит. И он оставил всем нам надежду, что хороший автомобиль всегда будет куда выразительнее, чем кусок мыла. На протяжении многих лет компания Bertone проектировала модели с различными типами дверей. Помимо «крыла чайки» на Karisma или Zabrus, использовались двери гильотинного типа или, как на автомобиле Ramarro, они скользили наружу, а затем вперед. Излюбленной темой были автомобили с центральным расположением двигателя.

В одном из интервью Нуччио Бертоне говорил, что люди проводят в машине довольно много времени, и если человек посмотрит наверх, то над ним все тот же серый потолок, и так не должно быть, все должно меняться и даже в закрытой машине человек должен порой видеть звезды.

Известный всем Геннадий Хаинов рассказывал: «Когда «Лауру» выставили в Праге, то в это время на выставку приехал сам Нуччио Бертоне. Он разрабатывал для чехов Skoda Favorit. Бертоне увидел «Лауру» и поинтересовался - что это?!»

Ему разъяснили, мол, это автомобиль, построенный двумя молодыми ребятами из Ленинграда, и что авторы «Лауры» здесь присутствуют. Бертоне захотел познакомиться с Хаиновым и Парфеновым, расспрашивал, что и как, пожал руки.

«Мужик как мужик!» - резюмирует Гена.

Владимир Иванович Арямов, автор нашумевших в 50-е годы «Белки» и «НАМИ 013», рассказывал: «В 1979 году на выставку «Автотехника Италии» в Москву приехали гранды - Нуччио Бертоне и Серджио ПининФарина. Они сидели рядом, представляя свои разработки».

Владимир Иванович был поражен тем, как на Бертоне сидел костюм. Более элегантного человека Арямов в жизни не встречал. «И, хотя Бертоне было за шестьдесят, от него шла мощная энергия. Бертоне и Пинин Фарина похлопали друг друга по ладно сидящим пиджакам, улыбались, но все наши прочувствовали: между итальянцами нет-нет, да и проскакивали молнии…»
По материалам: Николай Котов
Журнал "Колеса", №41 Сентябрь 2000