Разделы: Досье | Пьеро Луиджи Карцерано | Carcerano Automotive and Design

Итальянский автомобильный дизайн — феномен мирового масштаба. За почти сто лет истории этого уникального явления даже появились собственные термины: «итальянская форма», «итальянский взгляд», «чистая линия». Все это свидетельствует о выдающихся художественных и культурных достижениях страны, о таланте и мастерстве ее ярчайших представителей и о... складывающемся стереотипе.

Имя архитектора Пьеро Луиджи Карцерано (Piero Luigi Carcerano) получило известность сравнительно недавно. После окончания Туринского Политехнического Университета Пьеро в качестве реставратора принимал участие в реконструкции одной из гостиниц в Москве. Затем он 10 лет работал в группе компьютерного проектирования компании Fiat. И наконец, в 1980 году в Турине Пьеро открывает собственное дело — Carcerano Automotive and Design. А как известно, открыть в Турине автодизайнерский бизнес — все равно что войти в переполненный лифт, где давно горит предостерегающая надпись «перегрузка». Однако минуло чуть больше двадцати лет, и сегодня уже трудно найти крупных производителей автомобилей, которые бы не воспользовались услугами Carcerano. К 2001 году фирма, в штате которой 90 специалистов компьютерного проектирования, имела, кроме Турина, также студию в Париже и соответствующее оснащение — более 150-и станций, пять экранов, позволяющих выводить полноразмерное изображение автомобиля, его компоновки и интерьера, и полный пакет всех необходимых программ: CATIA, Unigraphis, PTC Pro Engineering, Alias/Wavefront, ICEM Surf, AW Maya, 4D Navigator. Правда, этим сейчас уже мало кого удивишь — примерно так оснащены все, кто обслуживает современную автомобильную моду. А сроки ныне очень жесткие: от эскиза до полноразмерного макета — не больше трех месяцев, а до «ходового демонстратора» — не больше шести. У себя на родине Карцерано стал так работать одним из первых, а ведь в Италии сопротивление наступлению новой электронной эпохи было особенно сильным — сказывался пиетет перед великим наследием кузовщиков-ремесленников середины прошлого века, которые добивались блестящих результатов традиционными методами.

Первой самостоятельной работой Пьеро стал проект представительского седана Triagmos, который не претендовал ни на серийное производство, ни на место законодателя моды. Это была лишь демонстрация возможностей пакета компьютерных технологий, который предлагала заказчику фирма Carcerano. Дизайнер сам называл этот проект не автомобилем, а «цифровой скульптурой».

Пьеро всегда добивался, чтобы в любой его работе, несмотря на унифицирующее воздействие общемировой индустриальной и компьютерной культуры, всегда «просвечивала» итальянская самобытность, черты классического итальянского стиля. И через год он построил сразу два концепта. Первый — New York — был выполнен к выставке «Итальянский авангард в автомобильном дизайне» и предназначался потребителям Нового Света. А задача Lancia GT — вернуть этой славной марке былой статус лидера итальянского дизайна. Стиль концепта NY — это ремикс модных линий «бритвенная грань», в которой строится большинство американских прототипов, и всего того, что явно устремлено в будущее. Именно этим объясняется присутствие в архитектуре автомобиля высокой поясной линии и узких окон, словно защищающих сидящих внутри, что действительно очень актуально для ньюйоркцев да и всех американцев, переживших сентябрьскую трагедию 2001 года. С «лица» автомобиль не менее индивидуален. Этот эффект создает оригинальная светотехника и фирменный, но безымянный абрис «щита» радиаторной решетки. Проект Lancia иной. Стиль — всецело плод усилий заводских дизайнеров, а полноразмерная модель построена мастерами известной фирмы Maggiora. В этой работе Карцерано-компьютерщик выполнил математическую модель кузовной поверхности, компоновки, жесткости, аэродинамики и средств безопасности. Эта модель и послужила мостом-связкой между абстрактной идеей художника и готовым к серийному производству прототипом. А «мост» этот построил уже Карцерано-архитектор — один из пионеров нового этапа истории итальянского автомобильного дизайна.

По материалам: Н. Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 8-2003
Мост архитектора Карцерано